КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА ИНСТИТУТА

 

"Построение гипотез - это магистральный путь развития всякой науки. Скептический отказ от каких либо гипотез неплодотворен".

Академик Зельдович

 

"Началом физической теории являются мысли и идеи, а не формулы". "Поскольку мы касаемся только фундаментальных физических идей, мы можем избежать языка математики".

 А. Эйнштейн

 

 

 

Уважаемые коллеги!

 

В череде циклов развития науки, состоящих из периодов «познания, описания и объяснения» окружающего мира, наступает «этап насыщения» дисциплинарными знаниями. В результате, наука обретает предрасположенность к их системному переосмыслению, влекущему за собой,  смену господствующих моделей и образов окружающего мира.

 

Если бы наука представляла собой «благородного старика, с седой бородкой, в очках и академической шапочке», то такая предрасположенность реализовалась бы для него в «акт озарения». Но наука не седой старик, а сложный фрагмент общества, живущий по закону «единства и борьбы противоположностей» - известных имён и безвестных тружеников, школ и подходов, талантов и поклонников, последователей и противников, разных поколений учёных. Поэтому одномоментного озарения науки ждать не приходится.

 

Каким же образом, наука узнаёт, что «этап насыщения» дисциплинарными знаниями уже наступил? История науки свидетельствует, что специального заявления от имени какого-либо официальной научного учреждения, провозглашающего смену научной парадигмы, никогда не было и, скорее всего, никогда не будет. О наступлении этого этапа свидетельствует появление учёных-одиночек, ощутивших в себе осознанное и непреодолимое желание высказать свою, оформившуюся под воздействием накопленных научных знаний, точку зрения на окружающий мир. Известно также, что позитивное развитие науки тесно связано с трагичностью их судеб.

 

Всего сто лет назад, новые точки зрения на окружающий мир могли высказываться только в научной среде, что значительно препятствовало их проникновению в общество. Сегодня ситуация в корне изменилась. Изменения коснулись, прежде всего, структуры общества. В нём значительно увеличилась доля людей, имеющих высшее образование. Кроме того, школьник старших классов сегодня, знает больше, чем студент начала 20 века! В результате, учёные-одиночки получили возможность излагать и обсуждать новые точки зрения на окружающий мир, новые дисциплинарные, междисциплинарные и трансдисциплинарные модели не только в научной среде, но и, благодаря Интернету, непосредственно в обществе.

 

Известно, что знания науки составляют основу человеческого мировоззрения. Следовательно, привлекая наиболее активную часть общества к обсуждению новых дисциплинарных, междисциплинарных и трансдисциплинарных точек зрения на окружающий мир, можно ожидать сокращения времени корректировки старого или формирования нового человеческого мировоззрения.

 

Пришло ли время для корректировки человеческого мировоззрения и формирования новой модели мирового социально-экономического порядка? После сегментарного объединения человечества по религиозным, политическим и экономическим предпочтениям, вопросы такого плана перестали быть риторическими. Процесс дальнейшей интеграции общества неизбежен. Но при существующем общечеловеческом мировоззрении (или при отсутствии такового?) этот процесс может равнозначно быть как мирным, так и силовым. Каким он будет в действительности, можно узнать только тогда, когда общество придёт в точку принятия решения (в точку бифуркации). В соответствии с официальной научной точкой зрения, всё будет зависеть от состояния общества и общее состояние окружающего мира на момент принятия решения.

 

Мы уверены, что переосмысление и систематизация дисциплинарных и междисциплинарных знаний в науке, формирование общечеловеческого мировоззрения и принципов новой модели мирового социально-экономического порядка в обществе, может происходить только в рамках адекватного, по своим возможностям, научного подхода. В противном случае, тезис «сколько людей - столько и мнений» полностью лишит такую работу практически полезного смысла. Сегодня можно утверждать, что такой подход создан в рамках специальной области науки -  трансдисциплинарности.  Мы надеемся, что трансдисциплинарный подход будет «трансдисциплинарным» во всём – от способности организовать решение сложных многофакторных дисциплинарных проблем, в науке, до организации обсуждения принципов общечеловеческого мировоззрения и новой модели мирового социально-экономического порядка, в обществе. Открытие автономной некоммерческой организации «Институт трансдисциплинарных технологий» и организация, на его базе, Российской школы  трансдисциплинарности,  позволит наработать, накопить практический опыт решения сложных многофакторных проблем природы и общества и сделать его доступным каждому учёному, каждому члену общества.

 

Пожелаем удачи и успехов Институту трансдисциплинарных технологий! Надеемся, увидеть Вас в числе его активных виртуальных сотрудников, а также, в числе участников Русской тд-школы!

С уважением !

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Мокий Владимир Стефанович

 

Директор Института трансдисциплинарных технологий

Руководитель Русской школы трансдисциплинарности

 

РЕЗЮМЕ ДИРЕКТОРА

       Curriculum Vitae

================================================