ЛИНЕЙКА ПРОРЫВНЫХ ТД-ИДЕЙ и ТД-ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

За последние 15-20 лет мир сильно изменился. Изменения коснулись, прежде всего, сути экономических отношений. Экономика государств стала больше зависеть от состояния мирового процесса социально-экономического развития. Досадно, когда грамотная стратегия развития государства, крупной компании, сталкивается с объективными проблемами мировой экономики (экономическими и политическими кризисами государств и государственных союзов). Это обстоятельство свидетельствует о том, что проблемы современного общества, общие и частные проблемы экономического развития государства, приобрели статус сложных многофакторных проблем.

Решение сложных многофакторных проблем, зачастую, находится "за границами" научных дисциплин, которые исследуют их отдельные составляющие. Для эффективного решения таких проблем требуется системная научная методология.

Вы знакомы с такими направлениями системного подхода, как междисциплинарность и мультидисциплинарность. Первое направление – в конце 50-х годов XX века обусловило появление бинарных дисциплин, например, биофизика, геохимия и т.д. Второе направление – в начале 70-х годов XX века способствовало появлению методологии "экспертных групп". Но, уже с конца 80-х годов XX века в науке возникло направление, более прагматичное, чем междисциплинарность и мультидисциплинарность – это трансдисциплинарность (http://ru.wikipedia.org. статья "Трансдисциплинарность"). Прагматичность трансдисциплинарности состоит в том, что она пытается найти способы решения сложных многофакторных проблем через корректировку научной картины мира и,  соответствующую этой картине, научную методологию. А это значит, с одной стороны – появилась возможность создавать уникальные методы управления сложными природными, социальными и техногенными объектами; с другой стороны – организовать массовое обучение этим методам молодых моно- и междисциплинарных специалистов, через практическую деятельность которых, удастся профилактировать возникновение сложных многофакторных проблем и, тем самым, обеспечить устойчивое политическое и социально-экономическое развитие отдельных государств и мировой экономики в целом.

За последние 25 лет в мире сформировалось несколько школ трансдисциплинарности. За лидерство в новой сфере научной деятельности сегодня активно борются: Американская школа трансдисциплинарности – Институт комплексных проблем Санта Фе (http://www.santafe.edu/sfi/organization/vision.html) и The Academy of Transdisciplinary Learning & Advance Studies (http://www.theatlas.org),; Европейская школа трансдисциплинарности – International Center for Transdisciplinary Research (http://nicol.club.fr/ciret). Швейцарская школа трансдисциплинарности – Network for Transdisciplinary in sciences and humanities (http://www.transdisciplinarity.ch). В Китае с 1998 г. существует государственная программа развития важных фундаментальных исследований (Программа "973"). Эта программа затрагивает сложные многофакторные проблемы сельского хозяйства, энергетики, информатики, ресурсов и окружающей среды, народонаселения и здоровья, а также материалов. Цель программы "973" трансдисциплинарные исследования в разных сферах науки, теоретическое и научное обоснование принятых государственных решений. Эта программа  способствовала современному успеху китайской экономики.

(http://www.973.gov.cn/English/Index.aspx),

(http://russian.china.org.cn/china/archive/China2006/txt/2006-12/06/content_2279098.html).

С 1991 года в России сформировалась и активно развивается Русская (Российская) школа трансдисциплинарности (www.anoitt.ru). Неоспоримым преимуществом Русской (Российской) школы является то, что в её рамках трансдисциплинарность развивается как самостоятельное научное направление. Опираясь на универсальные законы и природные механизмы, обусловливающие единство явлений, объектов и процессов, Русской школе трансдисциплинарности удалось сформировать новую технологическую идеологию. Суть этой идеологии сводится к следующему. В своё время, квантовая физика обеспечила концептуальный и методологический "выход за границы" классического научного мировоззрения в сторону микромира. В результате общество получило атомную энергетику и нанотехнологии. Трансдисциплинарность Русской школы также обеспечивает "выход за границы" научного мировоззрения, но, на этот раз – в сторону макромира. Такой выход способствует более глубокому пониманию основ жизнедеятельности макрообъектов и макропроцессов и, в свою очередь, также предлагает новую линейку прорывных технологических идей и  технологий.

Потенциал идей, заложенный в прорывные трансдисциплинарные технологии, наряду со стимулированием мирового рынка сегодня, способен обеспечить потребности общества на новом этапе его развития.

Примером прорывных трансдисциплинарных технологических идей и технологий служат:

- технологическая идея утилизации отходов АЭС и химической промышленности, которые предполагают их полную нейтрализацию взамен существующей практики их захоронения;

- технологическая идея альтернативных источников энергии, которые предполагают создание персональных источников возобновляемой энергии (помимо энергии солнца, воды и ветра), основанных на использовании эффекта резонанса с окружающей средой. Дополнительным источником энергии может быть и "электромагнитный мусор", в изобилии поставляемый технологиями современного общества;

- технологическая идея создания компьютеров, которые будут использовать в качестве "рабочего ядра" непосредственно сами природные и социальные объекты (например, человека, предприятие, город и т.д.).  Эти компьютеры будут успешно конкурировать с компьютерами экзафлопного уровня по стоимости, производительности и результатам вычислений;

- технологии в сфере экономики, которые используют пространственные и временные закономерности формирования экономических кризисов с целью прогнозирования сроков наступления таких кризисов и их профилактики;

- технологии в сфере экологии, которые обеспечивают безусловное и быстрое восстановление флоры, фауны, плодородия почв, подвергшихся антропогенному и техногенному воздействию (добывающей промышленности), активируя естественные механизмы восстановления природной среды;

- технологии мониторинга общего состояния техногенных и социальных объектов, которые позволяют прогнозировать возникновение негативных событий и процессов, формирующихся под воздействием форс-мажорных обстоятельств (природные и техногенные катастрофы, теракты);

- технологии индивидуальной профилактической медицины, которые способствуют сохранению здоровья, молодости и долголетия каждого человека с учётом его уникальных физиологических параметров, используя для этого специализированные химические  препараты и технические устройства;

- технологии, обеспечивающие управляемость и поддержку стабильного функционального и физиологического состояния членов спортивной команды на протяжении всего игрового сезона;

- и т.д.

 

Русская (Российская) школа трансдисциплинарности и Институт трансдисциплинарных технологий приглашает к сотрудничеству Российские и зарубежные организации и частных инвесторов к участию в практической разработке и использованию трансдисциплинарных технологических идей и технологий!

 

=====================================================