Краткий очерк истории Русской школы трансдисциплинарности

 

     

    Своё название «Русская школа трансдисциплинарности» получила не по этническому признаку, не по принадлежности к определённому государству, а по географическому и содержательному признакам. Это обстоятельство позволяет относить себя к Русской школе трансдисциплинарности, к Трансдисциплинарности-4, учёному, исследователя и специалисту любой национальности и гражданства, воспринимающего трансдисциплинарность, как самостоятельную научную дисциплину, так, как её понимали Жан Пиаже и Эрих Янч.

     

    На разных этапах обсуждения концептуальных положений трансдисциплинарности-4, активное участие принимали учёные, преподаватели и организаторы высшего образования, представляющие Российские вузы:

    - Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Государственный университет управления (г.Москва), Московский государственный технический университет им. Э.Н.Баумана, Московский государственный строительный университет, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова, (г.Нальчик), а также, специализированные государственные и неправительственные научные учреждения.

    Непосредственное участие в обсуждении основных положений трансдисциплинарности-4 приняли:

    - доктор педагогических наук  Амонашвили Ш.А., доктор технических наук Боровков Е.И., доктор технических наук Волченко В.Н., доктор технических наук Ерёменко В.А., доктор философских наук Зорина Е.В., доктор физико-математических и доктор технических наук Иванов Ю.Н., доктор физико-математических наук Карамурзов Б.С., доктор биологических наук Керефова М.К., доктор медицинских наук Лебедева Н.Н., доктор экономических наук Мокий М.С., доктор физико-математических наук Налимов В.В., доктор философских наук Никифоров А.Л., доктор технических наук Тамразян А.Г., доктор геолого-минералогических наук Хомяков Д.М.

    - кандидат технических наук Алпеев А.С., кандидат биологических наук Артюхова В.И., кандидат педагогических наук Виноградова Н.К., кандидат педагогических наук Гаджиева Н.М., кандидат физико-математических наук Клочкова Л.В., кандидат медицинских наук Киселёв В.В.,  кандидат педагогических наук  Кислинская Н.В., кандидат философских наук Лобанов Ю.А., кандидат биологических наук Путинцев А.И., кандидат исторических наук Шапошникова Л.В., кандидат педагогических наук Шевченко А.В.

    - Народный депутат РФ, член Совета Республики Верховного Совета РФ (1990—1993), член Комитета Верховного Совета РФ по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов Нестеров Евгений Константинович.

    - Значительный вклад внесли энтузиасты трансдисциплинарности: Жамборова А.О., Шегай О.Е., Диденко Н.Я., Востриков В.Д., Беседин С.А., Богатуров Р.Б., Клименко Л.Д., Кунах С.Н., Гамурар А.Я.

     

    Этапы становления и развития Русской школы трансдисциплинарности:

     

    В 1990 году в г. Нальчике (КБР) была создана общественно-научная лаборатория (кураторы - доктор биологических наук Керефова Майя Камбулатовна.(зав. кафедрой генетики, биологического факультета КБГУ им. Х.М.Бербекова), доктор технических наук, профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана – Волченко Владимир Никитович, специалисты Всесоюзного межотраслевого хозрасчётного научно-координационного центра «СОЮЗ-НАУКА» г. Москва, заведующий лабораторией – Мокий Владимир Стефанович). С момента своего создания, эта лаборатория поставила перед собой цель – формирование трансдисциплинарного подхода к познанию окружающего мира.

     

    В 1993 году на базе общественно-научной лаборатории была создана научно-исследовательская лаборатория, которая продолжила работу в составе Экологического Центра Международного неправительственного института информатики биосферы «ИНТЕРБИОИНФОРМ» при биологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова (директор института - доктор физико-математических наук Тимофеев Владимир Иванович, руководитель Центра – кандидат биологических наук Путинцев Анатолий Иванович, заведующий лабораторией – Мокий Владимир Стефанович). С 1993 по 1996 годы были в основном сформированы и проверены экспериментально, основные положения концепции трансдисциплинарного подхода. Начало экспериментальной и фактологической проверке трансдисциплинарных моделей «единицы порядка», с участием биологических тест-объектов, положили лабораторные опыты, которые были проведены сотрудниками лаборатории биоповреждений кафедры гидробиологии биологического факультета МГУ кандидатом биологических наук Путинцевым А.И., кандидатом биологических наук Артюховой В.И, кандидатом биологических наук Лебедевой Г.Д.. Результаты многократно повторенных опытов позволили подтвердить теоретически предсказанный характер влияния упорядоченной среды на изменение численности и состояния биологических тест-объектов. Для лабораторного тест-объекта была выбрана быстро размножающаяся зеленая протококковая водоросль Scenedesmus quadricauda. Другим тест-объектом была использована одно-двух суточная молодь пресноводной мшанки Plumatella fungosa, адаптированная для целей биотестирования загрязнений природной воды. Впоследствии, роль лабораторных тест-объектов исполняли различные участники - растворы химических веществ и кварцевые генераторы. Так как характер влияния упорядоченной среды не менялся при смене тест-объектов, можно говорить об универсальности теоретически предсказанной и практически доказанной природной закономерности. В свою очередь, прикладное использование этой закономерности открывает широкие возможности методик и технологий управления состоянием природных и социальных процессов, гармонизации этого состояния.

     

    В 1996 году, принимая во внимание результаты теоретических и практических трансдисциплинарных исследований, по инициативе участников крупного межведомственного совещания, проходившим в Федеральном Управлении медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве Здравоохранения и Медицинской Промышленности РФ, трансдисциплинарный подход был рекомендован для практического применения, в качестве альтернативного варианта при выполнении научно-исследовательских и других работ.

     

    В 1997 году в рамках Русской школы трансдисциплинарности произошло два важных события.

    Во-первых, г-жа Г.А. Паламаренко защитила диссертацию на звание кандидата экономических наук по теме: Совершенствование процесса формирования инновационной стратегии предприятия (научный руководитель - Мокий М.С.), в которой были впервые использованы модели трансдисциплинарной единицы порядка .

    Во-вторых,  были сформулированы основные принципы трансдисциплинарной конструкции гармоничного образования. В 1998 году основные методики, построенные на этих принципах, подтвердили свою эффективность по сохранению здоровья и заинтересованности в получении новых знаний учащихся. Двухлетний эксперимент проводился на базе учебного Центра «Перспектива» (г. Москва), директор Центра, кандидат пед. наук Виноградова Наталья Константиновна, куратор - доктор пед. наук, академик Российской Академии образования,  Амонашвили Шалва Александрович. Члены рабочей группы: Куминова Ирина Ивановна, Жамборова Анна Олеговна, Шегай Ольга Евгеньевна, руководитель группы Мокий Владимир Стефанович).

     

    В 1998 году в Кабардино-Балкарском государственном университете (КБГУ) по предложению Шевченко А.В., Генерального директора Ассоциации российских вузов и решению Карамурзова Б.С., ректора КБГУ, была создана первая в России научно-исследовательская лаборатория, осуществляющая свою научно-исследовательскую и практическую деятельность на основе методологии трансдисциплинарного подхода. Ключевыми направлениями деятельности лаборатории являлись:

    · Разработка и осуществление научно-исследовательских программ в области экологии;

    · Опробование методик трансдисциплинарного подхода в Ведомствах 10-ти Министерств Российской Федерации, в том числе МЧС, Министерство Обороны, МинАтом, Министерство Здравоохранения;

    · Разработка трансдисциплинарной методики оценки состояния здоровья населения, проживающего в районах размещения объектов атомной энергетики (совместно с ГНЦ Институтом Биофизики);

    · Участие в разработки основ космической безопасности (совместно с ГНЦ Институтом морской и промышленной медицины);

    · Сотрудничество с комитетом Государственной Думы России по проблемам экологии;

    · Разработка трансдисциплинарной технологии исследования экономических объектов разного уровня (методика инновационной карты), нового направления в области стратегического планирования  социально-экономического развития;

    · Исследование влияния пространственно-временных факторов на индивидуальные результаты в профессиональном спорте (совместно с ГУ Центром спортивной подготовки сборных команд России) и т. д.

     

    В 2000 году в рамках генерального Договора между Московским государственным строительным университетом и Научно-исследовательским институтом строительной физики (г. Москва) была выполнена НИОКР по теме: «Мониторинг и оценка технического состояния жилых домов первых массовых серий с элементами трансдисциплинарного подхода» (куратор – директор Научно-Технического Центра «Риск и безопасность сооружений» (НТЦ «РиБоС»), доктор технических наук, профессор Тамразян Ашот Георгиевич.  Члены рабочей группы: Голота Михаил Борисович, Жамборова Анна Олеговна, Шегай Ольга Евгеньевна, руководитель группы - Мокий Владимир Стефанович).

     

    В 2001 году вышла из печати монография доктора экономических наук, профессора Государственного Университета Управления (г. Москва) Мокия Михаила Стефановича, «Пространственно-временные факторы в развитии экономических систем». В монографии были обобщены результаты исследований объективных факторов развития экономических систем разных уровней, выполненных автором совместно с сотрудниками специализированной научно-исследовательской лаборатории КБГУ. В результате, автору удалось предложить методологические принципы применения трансдисциплинарного подхода  к исследованию  полицикличности и этапности  развития экономических систем, а также их эндемичности, в основу которых были положены трансдисциплинарные модели пространственной, временной и информационной единиц порядка.

     

    В 2002 году в рамках Государственного Контракта №1.7.88/02 (заказчик: Министерство труда и социального развития Российской Федерации) была выполнена НИОКР по теме: «Апробация компьютерной системы идентификации индивидуальных календарных периодов – «РИТМ-ОТ» для работников профессий повышенного риска». Основу НИОКР составили результаты теоретических и практических исследований применения трансдисциплинарных моделей временной и информационной единиц порядка в  области индивидуальной профилактической медицины. Государственный Контракт был фрагментом работ Правительственной программы «ОХРАНА ТРУДА 2000-2004» (куратор - главный специалист Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, кандидат мед. наук Киселев Валерий Владимирович. Члены рабочей группы: Жамборова Анна Олеговна, Шегай Ольга Евгеньевна, руководитель группы - Мокий Владимир Стефанович).

     

    Так как трансдисциплинарность-4 изначально развивалась как самостоятельное научное направление, это дало ей некоторые преимущества как «по времени», которое потребовалось для формирования её концепции, так и «по содержанию», которое позволило разработать трансдисциплинарную методологию и трансдисциплинарные технологии решения сложных многофакторных проблем в различных направлениях науки, прежде всего, в экономике, экологии, образовании, здравоохранении, инженерных науках и строительстве, национальной безопасности. Следует отметить, что первые теоретические работы по философским аспектам трансдисциплинарности появились в России в 2004-2005 годах (Л.П. Киященко). Однако, уже только за период 2001-2002 годов представителями Русской (Российской) школы трансдисциплинарности было сделано четыре доклада на крупных международных конференциях по темам:

    - Mokiy V. «The essence of the Informological Varients of the Transdisciplinary Paradigms», - Romanov P. «Transdiciplinary technologies in Education, Economics and Medicine».

    Symposium «Paradigms Lost and Paradigms Gained: Negotiating Interdisciplinary in 21st Centure» May 9-12, 2001, University of Calgary, Canada.

    - Моkiy V. Golota М. Transdisciplinary Aspect of the Sustainable Development Management Know-How.

    The International Conference «EURO-ECO 2001: Co-operation of Decision-Makers, Scientists and Practitioners for the Promotion of Sustainable Development and European Integration». June 18-19, 2001, University of Mining and Metallurg, Krakow, Poland.

    - Mokiy V. Romanov P. Transdisciplinary Safety of «Global Brain Project.

    International Conference «Global Brain», July 3-5, 2001, Vrije Universiteit Brussel, Brussels, Belgium.

    - Mokiy V. About the effectiveness of the use of transdisciplinary approach to solving the problems of nature and society» The Australian National University, Australia. The forums «The Nature and Society Forum» (Dr. J. Schooneveldt), «The Human Ecology Forum». (Dr. Jacqui Russell), Canberra, Australia, May 12-15, 2002.

     

    В период с 1996 по 2017 годы основные положения концепции трансдисциплинарности и результаты основных практических исследований в различных областях науки и техники неоднократно докладывались на крупных научных конференциях в России и за рубежом. Были изданы ряд книг по философии трансдисциплинарности и методологии, по результатам трансдисциплинарных исследований. В этот же период были выполнены практические работы по решению специфических проблем в 10-ти Федеральных Ведомствах Российской Федерации. Итоги проверки эффективности трансдисциплинарных технологий сопровождались положительными отзывами специалистов этих министерств и ведомств.

     

    В период с 04 ноября по 15 ноября 2011 года по официальному приглашению руководства Национального Технологического Института Мексики директор АНО Институт трансдисциплинарных технологий, в качестве руководителя Русской (Российской) школы трансдисциплинарности, принял участие в работе XXVIII Международной научно-практической конференции, посвящённой 75-летию Национального Технологического Института, (г.Мехико,  Мексика). В ходе поездки были проведены встречи с руководством Института, сотрудниками кафедр и студентами. Были высказаны предложения о структуре и направлениях деятельности «департамента трансдисциплинарных исследований», в рамках которого возможно эффективное обучение студентов и аспирантов философии и методологии трансдисциплинарного системного подхода. С кратким фотоотчётом о поездке можно ознакомиться здесь.

     

    Чтобы обобщить и сохранить опыт, накопленный в результате многолетних трансдисциплинарных теоретических и практических исследований, 12 марта 2007 года была создана Автономная Некоммерческая Организация Институт трансдисциплинарных технологий.  Основной задачей Института является – дальнейшее развитие трансдисциплинарности, как самостоятельной научной дисциплины, а также, сбор, развитие и внедрение в практику решения сложных многофакторных проблем методик и технологий трансдисциплинарного подхода. По подобию Института Санта Фе, Институт трансдисциплинарных технологий имеет лишь небольшой (до 10 человек) постоянный штат дисциплинарных специалистов, профессионально владеющих методиками трансдисциплинарного подхода. В необходимых случаях, непосредственная работа по решению конкретной проблемы осуществляется на научно-технической базе соответствующего профильного научно-исследовательского института, с привлечение в состав временного творческого коллектива необходимого числа его сотрудников. Такая форма организации труда позволяет, с одной стороны, обучить монодисциплинарных специалистов трансдисциплинарным технологиям, а с другой стороны, исключить этап «доказывания истинности» научных результатов, полученных специалистами из другой области знаний.

     

    В процессе 27- летней работы по созданию и практическому применению методологии трансдисциплинарности-4 выяснилось, что большинство разработанных трансдисциплинарных технологий и технологических идей, подготовленных к практической реализации, имеют «двойное назначение». В связи с этим обстоятельством, было принято решение сократить объём выступлений и публикаций по некоторым темам в открытой печати.  

     

    К 2017 году наибольшей практической реализации удалось достичь в семи отраслевых направлениях:

    экономики (это направление развивают учёные Московского Государственного Университета Управления, под руководством доктора экономических наук, профессора Мокия Михаила Стефановича. В декабре 2013 года в издательстве «Юрайт» (г.Москва) был выпущен учебник для магистров Методология  научных исследований. Материал учебника написан группой авторов  М.С. Мокий, А.Л. Никифоров, В.С. Мокий. Учебник допущен Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям. В этом учебнике, отдельной главой представлен трансдисциплинарный подход, а также приведены примеры применения трансдисциплинарных моделей единицы порядка, как методологического инструмента, в частности, для решения сложных многофакторных проблем экономики. В 2014, 2015 и 2016 годах учебник стал лауреатом престижной премии «Выбор вузов России». С 2017 года по этому учебнику ведётся преподавание в 183 вузах России; экологии (док1док2док3, док4);  образования (док1док2); здравоохранения (док1док2); строительства и архитектуры (док1док2); массового и профессионального спорта (док1док2); профилактики антиобщественной и террористической опасности. Всего же планы, проекты и идеи, подразумевающие практическое воплощение, были предложены более чем в 20-ти дисциплинарных и отраслевых направлениях.

     

    27 - летняя история Русской школы трансдисциплинарности свидетельствует о том, что в своём развитии, она пошла по более традиционному в науке, пути, объединив требования к новому принципу научного познания в рамках специализированной научной дисциплины. Трансдисциплинарность-4, как  научная дисциплина, изначально нацелена на обеспечение доступа специалистов ко всей монодисциплинарной информации объекта исследования. Такой доступ достигается посредством трансдисциплинарной классификации дисциплинарной информации, а также, использования моделей трансдисциплинарной системы. На практике, при решении сложных многофакторных проблем, такой доступ равносилен доступу к механизмам формирования целей и функций объекта; к  программам и сценариям его наиболее вероятного развития; к механизмам согласования (упорядочивания) и взаимодействия множества естественных и/или искусственных элементов, образующих собой, объект.

     

    В своё время квантовая физика обеспечила концептуально и методологически обоснованный «выход за границы» классической физики. Этот выход был осуществлён в сторону микромира. В результате значительно обогатились не только научные знания. Общество получило ядерную энергию и нанотехнологии. Трансдисциплинарность-4 также обеспечивает концептуально и методологически обоснованный «выход за границы» классического естествознания. Однако такой «выход» теперь направлен в противоположную сторону – в сторону макромира.  Следовательно, есть основания говорить о возможности трансдисциплинарности обогатить научное знание, но, также и разработать технологии управления макрообъектами и макропроцессами, к которому традиционно относится:

    - управление общим состоянием объектов природы и общества;

    - управление общим состоянием человека и сложного технического объекта;

    - создание альтернативных источников энергии и материалов с заданными свойствами;

    - создание уникальных средств дальнодействующей связи;

    - создание способов и технических средств получения и обработки информации, прежде всего, компьютеров нового поколения и так далее.

     

    ===========================================================================

     

     

    “Russian School of Transdisciplinarity” took its name neither from a certain ethnic group nor from the government, but it was established based on a set of special geographical and meaningful principles. This enables any specialist and scientist of any nationality and citizenship to consider themselves a part of the Russian school of transdisciplinarity as long as they view transdisciplinarity as a separate scientific discipline as it was initially portrayed by Jean Piaget and Erich Jantsch.

     

    Scientists, professors and organizers of educational process participated actively at different periods during discussion of concepts of transdisciplinarity-4. They were representatives of Russian universities of Higher Education: the Lomonosov Moscow State University, Moscow State University of Management, the Bauman State Technical University, Moscow State University of Civil Engineering, Kabardino-Balkarian State University (Nalchik) and also some specialized state and non-state scientific institutions. Major concepts of transdisciplinarity were discussed by S. Amonashvili, Doctor of pedagogic sciences, E. Borovkov, Doctor of technical sciences, V. Volchenko, Doctor of Technical sciences, V. Eryomenko, Doctor of technical sciences, E. Zorina, PhD, U. Ivanov, Cand. Sc. (Physics and Mathematics), Doctor of Technical Sciences, B. Karamurzov, Doctor of Physics and Mathematics, M. Kefererova, Doctor of Biologics, N. Lebedeva, MD, M. Mokiy, Doctor of Economics, V. Nalimov, Doctor of Physics and Mathematics, A. Nikiforov, PhD, A. Tamrazya, Doctor of technical science, D. Khomyakov, Doctor of Geology and Mineralogy, A. Alpeev, Cand. Sc. (Technical Sciences), V. Artyukhova, Cand. Sc. (Biologics), N. Vinogradova, Cand. Sc. (Pedagogic Science), N. Gadzhieva, Cand. Sc. (Pedagogic Sciences), L. Klochkova, Cand. Sc. (Physics and Mathematics) , V. Kiselev, Cand. Sc.(Medical Sciences). N. Kislinskaya, Cand. Sc. (Pedagogoc), Y. Lobanov, Cand. Sc. (Phylosophy), A. Putintsev, Cand. Sc. (Biologics),L. Shaposhnikova, Cand. Sc. (History), A. Shevchenko, Cand. Sc. (Pedagogic ), and E. Nesterov, a member of the Committee of Supreme Council of ecology and rational; usage of natural recourses in RF.

    It is noteworthy contribution to the overall work of enthusiasts transdisciplinarity: A.Zhamborova, O.Shegay, N.Didenko, V.Vostrikov, S.Besedin, R.Bogaturov, L.Klimenko, and A.Gamurar.

     

    There are some important periods of establishment and development of the Russian School of Transdisciplinarity:

     

    An open scientific laboratory was established in 1990 in the city of Nalchik (Kabardino-Balcar Republic). It was led by M. Kerefova, doctor of biological science (department chair of genetics in the biological department of Kabardino-Balcar State University; V. Volchenko, professor at the Bauman Moscow State Technical University specialists of Department of “UNION-SCIENCE” in Moscow. Vladimmir Mokiy headed the laboratory. From the moment the laboratory was created it established a goal – to form a transdisciplinary approach of cognizing the outside world.

     

    In 1993, on the foundation of the open scientific laboratory, a research laboratory was established and continued the research in the field. This laboratory was part of Ecological Center of International noncommercial Institute of informatics and biosphere under department of biology at the Lomonosow Moscow State University. The center was directed by V. Timofeev, doctor of Physics and Mathematics and lead by A. Putintsev, Candidate of biological sciences. Vladimir Mokiy headed the laboratory.

     

    In the period from 1993 to 1996 the basic concepts of the Transdisciplinary approach were formed and experimentally tested. The foundation of the experimental and factual testing of the transdisciplinary “units of order”, with the participation of biological test-subjects, was established by laboratory experiments conducted by the members of the biological damage laboratory in the hydrobiology department of the biology faculty of the Moscow State University by A. Putentsev, candidate of biological science, V. Artyuhkova, candidate of biological science and G. Lebedeva, candidate of biological science. The results of repeated experiments affirmed the theoretically predictive nature of influence of the ordered system of the medium on changes in quantity and state of biological test subjects. Schenedesmus quadricauda, a rapidly breeding green protocoссus waterweed, was chosen as an object for the experiments. Another test subject was one to two day old young fishes of freshwater pearlwort called Plumatella fungosa. It was adapted especially for biological testing of pollution of natural water. In further experiments, the role of laboratory test subjects was performed by other participants: solutions of chemical agents and quartz oscillators. Since the results of influence of the ordered medium did not change when the test subjects were change it can be concluded that there is a universally applicable, theoretically predicted and practically proven natural regularity. In turn, applied usage of this regularity gives a variety of new methodologies and technologies for regulation of state of natural and social processes and harmonization of this state.

     

    In 1996, once the results of the theoretical and practical transdisciplinary research were adopted, by the initiative of the members of the principle interministreral conference held at the Federal Agency of medical, biological and extreme problems under the Ministry of Health Care Department and Medical Industry of Russian Federation, the new transdisciplinary approach was recommended for “practical usage as the alternative variant for fulfillment of research and other scientific works”.

     

    In 1997 the Russian school of transdisciplinarity formulated the basic principles of transdisciplinary construction of harmonic education. In 1998 the basic methods, built on these principles, affirmed their effectiveness by keeping students healthy and interested in new knowledge. Two-year experiment was held by the educational center “Perspective” (Moscow). The center was directed by N. Vinogradova, candidate of pedagogic science. The trainer was Shalva Amonashvili, doctor of pedagogic science, academician of Russian Academy of Education. The members of the working group were I. Kuminova, A. Dzhamborova, O. Shegai and Vladimir Mokiy, head of the group.

     

    In 2000 under General Contract between Moscow State University of Civil Engineering and the Research Institute of structural physics (Moscow) the research work was held on the topic of “Monitoring and evaluation of technical state of the first set of living houses based on the principles of transdisciplinary approach”. A supervisor was the director of the Scientific Technological Center “Risk and safety of the buildings”, doctor of technological sciences, professor A. Tamrazyan. The members of the working group were M. Golota, A. Dzhamborova, O.Shegai, Vladimir Mokiy, head of the group.

     

    In 2001 Doctor of Economics Mikhail Mokiy (Moscow State University of Management) published a study, called “Spatial and temporal factors in development of economical systems”. The study enclosed generalized results of long-term research of objective factors of development of economic systems of different complexity, executed with usage of transdisciplinary models of spatial, temporal and informational units of order. The author offered methodological principles of application of transdisciplinary approach to research of policyclicity and periodicity of development of economic systems and their endemicity.

     

    In 2002 under State Contract #1.7.88/02 (the client was the Ministry of Labor and Social Development of Russia) another research project was held on the topic “Approbation of computer system of identification of individual calendar periods for employees of a higher risk group”. The research was based on the results of theoretical and practical examinations of application of transdisciplinary models of temporal and informational units of order in the field of preventive medicine. The State Contract was part of research of the Government program “LABOR PROTECTION 2000-2004”. The program was supervised by V. Kiselev, MD candidate, the chief specialist of the Federal Agency of medical and biological extreme problems by the Ministry of Health Care and Medical Industry of Russia. The members of the working group were A. Dzhamborova, O.Shegai and Vladimir Mokiy, head of the group.

     

    Since transdisciplinarity-4 developed initially as independent scientific direction, it managed to have sufficient time to form all the concepts and gain appropriate content, which enabled to develop transdisciplinary methodology and transdisciplinary technologies for solution of complicated multifactorial problems in different branches of the science, such as: economics, environmental science, education, health care, engineering sciences and national security. Four presentations were carried out by Russian school of transdisciplinarity on big international conferences during 2001-2002. The following topics were covered:

    -        V. Mokiy,  «The essence of the Informological Varients of the Transdisciplinary Paradigms»,

    -         P. Romanov,  «Transdiciplinary technologies in Education, Economics and Medicine».

    -         Symposium «Paradigms Lost and Paradigms Gained: Negotiating Interdisciplinary in 21st Centure» May 9-12, 2001, University of Calgary, Canada.

    -        М. Golota , V. Моkiy,  «Transdisciplinary Aspect of the Sustainable Development Management Know-How».

    The International Conference «EURO-ECO 2001: Co-operation of Decision-Makers, Scientists and Practitioners for the Promotion of Sustainable Development and European Integration». June 18-19, 2001, University of Mining and Metallurg, Krakow, Poland.

    -         V. Mokiy, P.Romanov,  «Transdisciplinary Safety of «Global Brain Project».

    International Conference «Global Brain», July 3-5, 2001, Vrije Universiteit Brussel, Brussels, Belgium.

    -         V. Mokiy  «About the effectiveness of the use of transdisciplinary approach to solving the problems of nature and society». The Australian National University, Australia. The forums «The Nature and Society Forum» (Dr. J. Schooneveldt), «The Human Ecology Forum». (Dr. Jacqui Russell), Canberra, Australia, May 12-15, 2002.

     

    During 1996-2017 basic concepts and results of research of transdisciplinarity in different sciences and technology were repeatedly presented on big scientific conferences in Russia and abroad. A number of books on transdisciplinarity were published. At the same time some practical works on solution of specific problems in 10 federal Agencies of Russian Federation were carried out.

    In all cases, positive feedback was received.

     

    “Institute of Transdisciplinary Technologies” [www.anoitt.ru] was opened in 12 March 2007 as an autonomous non-commercial organization in order to generalize and retain the experience, which has been accumulated as a result of long-term transdisciplinary theoretical and practical research. The major goal of the Institute is further development of transdisciplinarity as an independent science and also, accumulation, development and introduction of solutions of complicated multifactorial problems with usage of methods and methodologies of transdisciplinary approach. Alike Santa Fe Institute (USA), the Institute of transdisciplinary technologies has a small (up to 10 people) active stuff of trained professional transdisciplinary specialists. In some cases the work on a solution of a specific problem is carried out on the base of research of the corresponding research institution and some temporary creative group with a required number of partakers is involved. Such form of resource management allows to teach monodisciplinary specialists transdisciplinary technologies and eliminate a period of “proving the truth” of scientific results, accumulated by spetialists of other scientific specializations.

     

    During 27-year work on creation and practical usage of methodology of transdisciplinarity-4 it turned out that majority of developed transdisciplinary technologies and technical ideas, prepared for practical implementation have a “secondary purpose”. Therefore it was decided to reduce the amount of published presentations on certain topics to the open public.

     

    By 2017 the most practical implementation was found in seven fields, such

    as economics:

    (This trend develop scientists State University of Management (Moscow) under the supervision of Doctor of Economics Mikhail Mokiy State University of Management).

     

    Macro/micro economic levels (including the whole state economic system as well as various government and private sector institutions of primary, secondary and tertiary productions).

    Practical approach:

    - the detection of probable timeframe periods of the world economic system’s predisposition to the industrial-economic crisis and short term inflation phases;

    - the detection of probable timeframe periods of a states economic system’s predisposition to the general industrial-economic crisis and short term inflation phases;

    - the detection of possibility, character and intensity of a probable negative world economy crisis influence on the development of a states economic system;

    - the analysis and operative forecasting of the development of interstate economic affairs;

    - the detection, analysis and estimation of general economic systems;

    - the detection of indicators that could induce the deterioration of a states economic system’s condition;

    - risk-analysis of current state economic development plans relating to possible force-major conditions;

    - risk-analysis of investment and innovation projects relating to the possible force-major conditions;

    - the development of preventative measure scenarios for industrial-financial crisis within a states economic system and etc.

     

    environmental science:

    Practical application:

    - development and introduction of operative monitoring of an ecological state of a given region (utilising apparatus to analyse sectors of the monitoring system);

    - detection of the territorial risk zones of natural and techno-genetic disasters such as fires, earthquakes, flooding, waterspouts, whirlwinds, sandstorms etc;

    - detection of probable intensity of natural and techno-genetic catastrophes and ect;

    - detection of probable timeframe periods of the occurrence of natural and techno- genetic catastrophes;

     

    Theoretical approach:

    - study of origin and development of an ecological catastrophe within the three-dimensional territorial space;

    - detection of the zones within the three-dimensional territorial space which assist the beginning of ecological catastrophe when their state's change;

    - detection of physical, chemical, biological and other parameters and characteristics of ecological stability within a particular territory;

    - development of preventative measure scenarios of natural and techno-genetic catastrophes within a particular region or city;

    - development of basic scenarios to manage the ecological states of a particular region or city and ect.

     

    welfare and health of population:

    Practical application:

    - development of individual reports (“Biological Passport”) to promote a higher level of safety during surgery and medical treatments of the population (utilising modern computer technologies).  These reports include information on the special sensitivity periods of the individuals. Within these periods, over eighty percent of negative events, aggravations of chronic diseases, accidents and situations can occur.  Acquisition of relevant information about these periods can help to dramatically increase the level of personal safety during medical procedures both in practical and preventative (prophylactic) medicine, whilst excluding possible medical intoxications, post-surgery and post-medical procedural complications as well as prevention of aggravation of chronic diseases;

    - development of individual reports to promote the prevention of occupational diseases (using modern computer technologies);

    - consulting and informational support within occupational health departments.

     

    Theoretical approach

    - development of concepts incorporating operative monitoring of welfare and public health systems within heavily populated centres and areas of potential ecological risk;

    - determination of the origins of various human diseases like cancer; AIDS; diabetes; cardiovascular system diseases and disorders; mineral salt, protein, carbohydrate and fat’s deficiency etc;

    - development of advanced medicines with unique therapeutic and preventative characteristics;

    - development of the methods that increase the efficiency of current medical diagnosis and chemical medicines;

    - development of the methods that eliminate toxic and negative side effects of medicines on the human body and etc.

     

    education, architecture, professional sports, prevention of antisocial and terroristic threat. New plans and ideas for practical usage were offered to more than 20 fields.

     

    Twenty seven-year-old history of the Russian school of transdisciplinarity justifies that the development of transdisciplinarity was based on the traditional way of science to unite requirements to a new principle of scientific study within specialized scientific discipline. Transdisciplinarity, being a scientific discipline was initially focused on provision of specialists with all the monodisciplinary knowledge, required for an object. One can easily classify disciplinary information according to transdisciplinary characteristics relying on the models of transdisciplinary system. In practice, such an approach is equivalent to the mechanism of formation of goals and functions of an object while solving complicated multifactorial problems. It is equivalent to programs and scenarios of the most predictable development, mechanisms of co-ordination (ordering) and interaction of a number of natural and/or artificial elements, which represent an object.

     

    In its time quantum physics forced a conceptual and methodological “exit outside of the boundaries” of classical physics. The change focused on the micro-world. As a result, not only scientific knowledge was enriched, but the society obtained nuclear energy and nanotechnology. Transdisciplinarity also provides a conceptual and methodological “exit outside of the boundaries” of classic and natural science. But this way focuses on the opposite side: the macro-world. Consequently, it is reasonable to say the transdisciplinarity gives opportunities to enrich the present scientific knowledge and develop technologies to manage the macro and micro objects as it follows:

    -         regulation of the general state of objects of nature and society;

    -         regulation of the general state of people and a complex technological objects;

    -         creation of alternative sources of energy and materials with specific attributes;

    -         creation of unique technologies for long range communication

    -         creation of technologies and special equipment for collection and analysis of information, primarily the computers of the new generation and etc.

     

    ==============================