глоссарий основных тд-терминов

 

 

Русская школа трансдисциплинарности использует следующие формулировки терминов:

 

Расширенное толкование терминов можно получить на странице – «К вопросу «о трансдисциплинарности».

 

Дисциплинарность (дисциплинарный подход) - читать

Междисциплинарность (междисциплинарный подход) - читать

Мультидисциплинарность (мультидисциплинарный подход) - читать

Трансдисциплинарность (трансдисциплинарный подход) - читать

Трансдисциплинарность-4 - читать

трансдисциплинарная  система - читать

единица порядка пространственная - читать

единница порядка информационная - читать

единица порядка временная - читать

трансдисциплинарные исследования - читать

трансдисциплинарный анализ - читать

трансдисциплинарные технологии - читать

______________________________________________________

 

    Дисциплинарность ( дисциплинарный подход) — это способ становления научного мировоззрения в рамках определённой (локальной) картины мира, методологии и адекватного по своим объяснительным возможностям языка, формирующего у выпускника вуза и практикующего специалиста основы осознаваемой моральной ответственности за результаты и последствия своей профессиональной деятельности.

    вернуться к списку

    _____________________________

     

    Междисциплинарность ( междисциплинарный подход) — это способ расширения научного мировоззрения в направлении обогащения знаний, методологии и языка одной научной дисциплины за счёт знаний, методологии и языка другой научной дисциплины, формирующий у выпускника вуза и практикующего специалиста моральную ответственность за результаты и последствия своей профессиональной деятельности, уровень которой определяется рамками взаимодействующих дисциплин.

     

    вернуться к списку

    _____________________________

    Мультидисциплинарность ( мультидисциплинарный подход) — это способ расширения научного мировоззрения в направлении целостного образа объекта исследования, формирующий у выпускника вуза и практикующего специалиста осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия профессиональной деятельности, уровень которой определяется рамками существующей научной парадигмы.

     

    вернуться к списку

    _____________________________

     

    Трансдисциплинарность ( трансдисциплинарный подход) — это способ расширения научного мировоззрения в направлении единого образа объекта исследования, формирующий у выпускника вуза и практикующего специалиста уровень осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия своей профессиональной деятельности на основе объективного долженствования и обязательности элементов единого мира.

     

    вернуться к списку

    _____________________________

     

    Трансдисциплинарность- 4 — это направление познания мира, предоставляющее возможность свести знания человечества во всеобъемлющую, согласованную науку, основанную на едином комплексе понятий и метаязыке.

     

    вернуться к списку

    _____________________________

Трансдисциплинарная система - это порядок, обусловливающий единство упорядоченной среды.

Порядок – это форма организации среды. В методологических целях форма организации представлена в образе «единицы порядка». Единство среды, в данном случае, достигается тем, что одна и та же «единица порядка» присутствует во всех её основных составляющих – в её собственном пространстве, в её собственном времени и в её общем состоянии (информации).

 

С главными признаками трансдисциплинарной системы и с её отличиями  от дисциплинарной системы можно ознакомиться здесь.

 

вернуться к списку

    _____________________________

Единица порядка пространственная- единство  последовательности  и конструкции фрагментов пространства в трансдисциплинарной системе. Модель информационной единицы порядка позволяет обосновать физические границы объекта исследования. С моделью пространственной "единицы порядка" можно познакомиться здесь.

 

вернуться к списку

    _____________________________

Единица порядка информационная- единство последовательности признаков полной информации в трансдисциплинарной системе. Модель информационной единицы порядка позволяет обосновать логические границы объекта исследования. С моделью информационной "единицы порядка" можно познакомиться здесь.

 

вернуться к списку

    _____________________________

Единица порядка временная (темпоральная)- единство  последовательности временных периодов в трансдисциплинарной системе. Модель временной )темпоральной) единицы порядка позволяет обосновать продолжительность  преобразования полной информации объекта исследования. С моделью временной (темпоральной) "единицы порядка" можно познакомиться здесь.

 

вернуться к списку

    _____________________________

Трансдисциплинарное исследование- это изучение упорядоченной среды в её единстве, проводимое с помощью трансдисциплинарного системного подхода в рамках трансдисциплинарной картины действительности. Своё первое тд-исследование вы можете провести воспользовавшись подсказками. Подсказки можно найти пройдя по ссылке.

Изучение упорядоченной среды в её единстве означает параллельное использованием моделей пространственного, временного и информационного аспектов единицы порядка. Использование моделей единицы порядка позволяет выполнить четыре последовательных действия:

- определить нормативные (коэволюционные, гармоничные и т.п.) показатели преобразования общего состояния объекта, ассоциирующегося с процессом развития объекта;

- определить реальные значения этих показателей;

- определить характерные особенности процесса развития объекта, при отклонении его общего состояния от нормативных показателей;

- провести анализ риска реального развития объекта и предложить механизмы снижения размеров этого риска.

 

вернуться к списку

    _____________________________

Трансдисциплинарный анализ- основной метод анализа в трансдисциплинарном системном подходе. Подробнее с методом анализа можно ознакомиться по ссылке.

 

вернуться к списку

    _____________________________

Трансдисциплинарные технологии- это технологии управления общим состоянием упорядоченной среды, её объектами в любом сочетании.

Технология (от гр. Techne - искусство, мастерство), обозначает совокупность методов и способов воздействия в основном на сырье и материалы, и т.п. Трансдисциплинарные технологии – это совокупность методов и способов воздействия на упорядоченные среды, как микромира, так и макромира. Так как, трансдисциплинарность – это, прежде всего, способ расширения научного мировоззрения, то и упорядоченные среды, на которых предполагается воздействовать, должны быть «человекоразмерными», то есть, таким, в которых участвует сам человек.

 

Потенциал идей, заложенный в прорывные трансдисциплинарные технологии, наряду со стимулированием мирового рынка сегодня, способен обеспечить потребности общества на новом этапе его развития.

Примером прорывных трансдисциплинарных технологических идей и технологий служат:

- технологическая идея утилизации отходов АЭС и химической промышленности, которые предполагают их полную нейтрализацию взамен существующей практики их захоронения;

- технологическая идея альтернативных источников энергии, которые предполагают создание персональных источников возобновляемой энергии (помимо энергии солнца, воды и ветра), основанных на использовании эффекта резонанса с окружающей средой. Дополнительным источником энергии может быть и "электромагнитный мусор", в изобилии поставляемый технологиями современного общества;

- технологическая идея создания компьютеров, которые будут использовать в качестве "рабочего ядра" непосредственно сами природные и социальные объекты (например, человека, предприятие, город и т.д.).  Эти компьютеры будут успешно конкурировать с компьютерами экзафлопного уровня по стоимости, производительности и результатам вычислений;

- технологии в сфере экономики, которые используют пространственные и временные закономерности формирования экономических кризисов с целью прогнозирования сроков наступления таких кризисов и их профилактики;

- технологии в сфере экологии, которые обеспечивают безусловное и быстрое восстановление флоры, фауны, плодородия почв, подвергшихся антропогенному и техногенному воздействию (добывающей промышленности), активируя естественные механизмы восстановления природной среды;

- технологии мониторинга общего состояния техногенных и социальных объектов, которые позволяют прогнозировать возникновение негативных событий и процессов, формирующихся под воздействием форс-мажорных обстоятельств (природные и техногенные катастрофы, теракты);

- технологии индивидуальной профилактической медицины, которые способствуют сохранению здоровья, молодости и долголетия каждого человека с учётом его уникальных физиологических параметров, используя для этого специализированные химические  препараты и технические устройства;

- технологии, обеспечивающие управляемость и поддержку стабильного функционального и физиологического состояния членов спортивной команды на протяжении всего игрового сезона; и т.д.

 

вернуться к списку

    _____________________________