ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА Ж/Д ТРАНСПОРТЕ

 

 

1. Наименование тд-проекта.

«Разработка сценария информационно-консультативной поддержки безопасности на железнодорожном транспорте».

2. Инициатор тд-проекта.

ИНСТИТУТ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

адрес: 360024 КБР, г. Нальчик, ул. Ашурова 5/8,

тел. (866 2) 97-67-92

e-mail: anoitt@mail.ru

3. Краткое описание проблемы:

Безопасность на железнодорожном транспорте обеспечивается, прежде всего, высоким уровнем профессиональной подготовки сотрудников, а также грамотной эксплуатацией, имеющегося в их распоряжении, оборудования и подвижного  состава. Единичные крупные аварии на железных дорогах, влекущие за собой гибель пассажиров и значительные материальные потери, в большинстве случаем возникают только тогда, когда ответственность за безопасность делиться между несколькими Ведомствами РФ. Так, например, известные аварии 2007 и 2009 года на Октябрьской железной дороге произошли не по вине РЖД, а по вине террористических атак, определенную ответственность за пресечение которых, несут силовые Ведомства РФ. В таких условиях складывающаяся ситуация подобна форс-мажорным обстоятельствам. Стесненное этими обстоятельствами, руководство РЖД может лишь желать, чтобы усилия подразделений силовых Ведомств РФ были более эффективными. Однако сегодня можно утверждать, что подобные аварии являются следствием наложения многих факторов, часть которых всегда будет выходить за рамки компетенции какого-либо одного Ведомства. Поэтому сегодня возникла необходимость использовать новые аналитические информационные технологии, способные охватить максимальное число таких факторов и, тем самым, в короткий срок силами и средствами самой РЖД значительно сократить уровень опасности, возникающей по вине именно форс-мажорных обстоятельств. Такие технологии (трансдисциплинарные технологии) способны прогнозировать аварии, возникающие, прежде всего, по вине форс-мажорных обстоятельств. В результате, в комплексе с существующими способами обеспечения безопасности, удается получить полный и наиболее вероятный прогноз мест и сроков возможных аварий и своевременно принять меры по их предупреждению.

С 1996 года трансдисциплинарные технологии рекомендованы для практического использования и  успешно опробованы в решении специфических проблем 10-ти Федеральных Министерств и Ведомств РФ.

 

4. Краткое описание проекта:

Для повышения уровня безопасности на железнодорожном транспорте целесообразно использовать пространственный, временной и информационный аспекты трансдисциплинарных технологий.

4.1 Пространственный аспект

Научно доказано, что территория, по которой проложена железная дорога, естественным образом делится на отдельные фрагменты, имеющие строго определенные размеры. В реальных условиях, внутри таких фрагментов формируется несколько зон, отличающихся своим общим состоянием. Ретроспективный анализ крупных аварий на железнодорожном транспорте в России и Зарубежом, включая, прежде всего, теракты, показал, что именно состояние одной из таких зон с вероятностью более 80% обусловливает предрасположенность к возникновению аварий. Специальный картографический анализ территории (карты масштаба 1:50000) позволяет выявить и обозначить такие зоны (размером от 1,5 км) на протяжении всего железнодорожного пути основных железных дорог РЖД и, затем, принять меры к организации или усилению различных видов контроля в таких зонах.

4.2 Информационный аспект

В настоящее время появилась возможность осуществлять аппаратный контроль над динамикой изменения состояния территории, по которой проложены железные дороги  и, следовательно, над состоянием зон, в которых максимальна вероятность аварии. Мониторинг территории проводится посредством автоматизированной системы мониторинга АСМ «ЭКСПРЕСС-ЭКОЛОГ». АСМ способна осуществлять мониторинг состояния территории круглосуточно с интервалом от 3-х минут, с накоплением и сохранением базы данных для составления среднесрочных и долгосрочных прогнозов изменения этого состояния. Информация о состоянии территории передается от электронных дозиметров, расположенных непосредственно в зоне наблюдения, на экран компьютера, который может находиться на значительном удалении, в специальном административном помещении. Зона охвата территории одного дозиметра – 50 км. Связь с базовым компьютером – сотовая или спутниковая. Прогноз формирования условий для возникновения аварии – за 3 - 5 суток.

4.3 Временной аспект

В отличие от пространственного аспекта трансдисциплинарных технологий, способного спрогнозировать наиболее вероятную зону возможной аварии, временной аспект позволяет вычислить наиболее вероятные календарные периоды возникновения аварии. Вычисление календарных периодов, получивших название «периоды особой чувствительности объекта» (ПОЧи), осуществляется на основании анкетирования (сбора специальной информации об объекте) и далее с привлечением запатентованной компьютерной программы. Экспериментально доказано, что в ПОЧи происходит более 80% всех возможных аварий. В целях повышения безопасности на железнодорожном транспорте целесообразно определить ПОЧи для каждого Отделения железной дороги РЖД, а также для главного (основного) технологического оборудования.

Для того чтобы исключить влияние «человеческого фактора» в формировании аварии целесообразно определить ПОЧи каждого сотрудника, действия которого способно спровоцировать аварию. В свою очередь, составление сводных помесячных календарей ПОЧей сотрудников позволяет выявить календарные периоды наиболее вероятной предрасположенности коллектива (например, поездной бригады), обслуживающего составы, к формированию предаварийных ситуаций и вовремя провести необходимые профилактические мероприятия.

 

Информация полученная в результате использования различных аспектов трансдисциплинарного подхода может быть расширена в процессе уточнения реальной задачи. Информация предоставляется в удобной форме, способствующей ее оперативному использованию.

 

5. Стоимость и сроки их выполнения

5.1. Максимальный срок выполнения работ по пункту 3.1. (Пространственный аспект), включающий в себя проведение картографического анализа территорий, по которым проложена железная дорога; выявление и обозначение на карте всех потенциально аварийных участков (техногенные, антропогенные причины; составление описания характеристик наиболее вероятных аварий в каждой такой зоне) – до 2-х месяцев.

Средняя стоимость работ

 

5.2. Максимальный срок выполнения работ по пункту 3.2. (Информационный аспект) (изготовление или техническая корректировка дозиметров; установка и калибровка дозиметров на месте; наладка программного обеспечения, обучение персонала) – до 1 года.

Средняя стоимость работ

5.3.  Максимальный срок выполнения работ по пункту 3.3. (Временной аспект), включающий в себя определение ПОЧей для отделения РЖД, для главного (основного) технологического оборудования, а также, определение ПОЧей каждого сотрудника, действия которого способно спровоцировать аварию; составление сводных помесячных календарей ПОЧей сотрудников, позволяющих выявить календарные периоды наиболее вероятной предрасположенности коллектива, обслуживающего железнодорожные составы к формированию предаварийных ситуаций, разработка сценариев индивидуальных профилактических мероприятий) – до 4-х месяцев.

Средняя стоимость работ:

 

Выполнение информационно-консультативных работ целесообразно осуществлять единым блоком. Результаты этих работ позволят существенно усилить их практическую значимость и ценность.

 

В настоящее время в России сохраняется угроза для безопасности инфраструктуры крупных железнодорожных вокзалов, прежде всего, со стороны криминальных и террористических элементов. В такой ситуации руководители государства настоятельно советуют руководству объектов транспорта, энергетики и связи «действовать на опережение». Кроме вышеизложенных предложений, обеспечить «действие на опережение» способны дополнительные элементы существующей конструкции системы безопасности крупных железнодорожных вокзалов (станций) (см. приложение).   

 

Директор Института

трансдисциплинарных технологий                                                                                Мокий В.С.

 

 

«Территориальное планирование зон безопасности железнодорожного вокзала»

(Внутренняя и внешняя зоны безопасности)

 

Общие положения

 

С точки зрения безопасности, железнодорожный вокзал представляет собой сложную систему с множеством объектов, коммуникаций, режимных и открытых для доступа зон. На большой территории сконцентрирована деятельность обслуживающих и коммерческих организаций, служб и подразделений вокзала, а также органов МВД. В такой чрезвычайно сложной и многоуровневой ситуации обеспечение безопасности вокзала из сопутствующей задачи становится задачей стратегически важной.

Безопасность на предприятиях железнодорожного транспорта принято разделять на отдельные виды. Во главе стоит безопасность перевозок, относящаяся к качеству обслуживания железнодорожной техники и её эксплуатации. По этому поводу создано достаточное количество регламентирующей документации.

Другой, немаловажный раздел безопасности, определяет порядок перевозки пассажиров и грузов. Однако основой безопасности на железнодорожном транспорте считается своевременное обнаружение угрозы работникам служб, пассажирам и всему железнодорожному движению со стороны криминальных и террористических элементов.

Существующая конструкция системы безопасности железнодорожного вокзала (станции) на первый взгляд во многом оправдывает, вкладываемые в неё, материальные средства. Однако понятная и видимая даже не специалисту эшелонированная система безопасности явно предназначена для спонтанных случаев незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного вокзала. Развитая классификация террористических угроз позволяет высказать сомнение в высокой эффективности такой конструкции в случаях, когда, например, место пассажира, стремящегося пронести в вокзал или в вагон, охотничий нож, занимает группа террористов, проводящая хорошо спланированную и подготовленную террористическую атаку. Это сомнение имеет подтверждение в работе ряда Российских и Зарубежных железнодорожных вокзалов и прилегающих к ним территориям. Это обстоятельство настоятельно требует проведения специальных мероприятий, способствующих конкретизации террористической угрозы, мероприятий, делающих ее разновероятной для отдельных зон железнодорожного вокзала и прилегающей к нему территории. Решению этой задачи способствуют трансдисциплинарные технологии.

Трансдисциплинарность – как научная методология, позволяет систематизировать ряд факторов, используемых в различных научных дисциплинах, проанализировать их взаимовлияние и обосновать искомую  разновероятность террористической угрозы для отдельных зон железнодорожного вокзала и прилегающей к нему территории. Ретроспективный анализ случаев террористических атак; мест сосредоточения противоправных элементов, а также мест их проживания, показал  высокий уровень их причастности к подобным зонам. Это обстоятельство свидетельствует о наличии практической возможности вычисления логики субъектов террористической угрозы и организации профилактических мероприятий, способствующих снижению ее уровня.

 

Специализированные зоны безопасности железнодорожного вокзала

 

Конкретизация террористической угрозы, делающая её разновероятной для отдельных функциональных зон железнодорожного вокзала и прилегающей к нему территории, осуществляется посредством введения дополнительных элементов в конструкцию системы безопасности железнодорожного вокзала. К таким дополнительным элементам относятся специализированные зоны безопасности железнодорожного вокзала.

Отличие зон, которые получили название специализированные зоны внешней и внутренней безопасности, от искусственно сформированных «рубежей контроля», о которых говорилось выше, состоит в следующем:

- такие зоны формируются естественным образом вокруг каждого технологического объекта, границы которого превышают 750 м в диаметре;

- каждая такая зона состоит из «фрагментов логической связи», которые формируются, вследствие психологической особенности человека разделять непрерывное физическое пространство на условно замкнутые функциональные территории (до 98 м), и, что наиболее важно для результатов данной работы, упорядочивать в них свои действия.

 

Анализ территорий осуществляется специальной технологией картографирования. Использование этой технологии позволяет выявить и обосновать на карте-схеме железнодорожного вокзала, а также на прилегающей территории зоны, по объективным причинам, обладающие разной степенью предрасположенности к подготовке и осуществлению в них, противоправных действий в отношении железнодорожных перевозок и объектов инфраструктуры железнодорожного вокзала (станции).

 

Это обстоятельство позволяет повысить уровень безопасности железнодорожных перевозок, прежде всего, за счет, возможности организации эффективной профилактической работы, препятствующей подготовке  противоправных действий в отношении железнодорожных перевозок и объектов инфраструктуры железнодорожного вокзала (станции) субъектами террористических угроз. В свою очередь, использование информации о таких зонах в работе подразделений МВД, позволит повысить общий уровень безопасности железнодорожного вокзала (станции), и сделать его максимально эффективным на сегодняшний день.

 

В процессе выполнения работ по специальному картографированию выявляются и обосновываются две группы зон безопасности.

К первой группе относятся зоны, непосредственно примыкающие  к территории железнодорожного вокзала (станции), в границах которых пассажиры и объекты инфраструктуры железнодорожного вокзала становятся наиболее уязвимыми для проведения противоправных действий и осуществления террористических угроз.

Ко второй группе относятся зоны, в границах которых, наиболее уязвимыми для террористических угроз становятся железнодорожные составы.

Зоны первой и второй группы получили условные названия – «зоны внутренней и внешней безопасности».

Следует отметить, что названия зон имеют отношение к наиболее вероятному направлению (вектору) реализации противоправных действий и террористических угроз. Под «направлением», в данном случае, понимается противоправные действия и террористические угрозы, предпринимаемые или реализуемые:

- «на прибытие», либо «на убытие» железнодорожных составов;

- направленные на территорию внутри периметра железнодорожного вокзала (станции), либо на инфраструктуру, находящуюся вне его.

В результате появляется возможность не только выявить и обозначить на карте территории железнодорожного вокзала (станции) зоны, вероятность совершения противоправных действий в которых наиболее высока, но и определить наиболее возможный характер этих действий.

 

Особое внимание следует обратить на, так называемые, сектора логической связи. Сектора (зоны) логической связи, с одной стороны, разграничивают территорию зон внутренней и внешней безопасности. В рамках таких секторов формируется логика возможных противоправных действий и характер террористической угрозы. С другой стороны, зоны логической связи позволяют выявить наиболее вероятные зоны, которые будут выбираться противоправным элементом для совершения действий и осуществления террористических угроз в отношении конкретных объектов инфраструктуры железнодорожного вокзала (станции).

 Всё сказанное позволяет провести анализ готовности существующей системы безопасности железнодорожного вокзала (станции) и скорректировать ее с учетом открывшихся обстоятельств.

Результаты работы по теме «Территориальное планирование зон безопасности железнодорожного вокзала» являются строго конфиденциальными.

 

Максимальный срок выполнения работы – до 9 месяцев.

Средняя стоимость работ  от 2 млн. рублей.