ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ "ДЕТСТВО И ЮНОШЕСТВО"

 

1. Наименование программы:

Тд-программа «Детство и юношество»

 

2. Инициатор программы:

       ИНСТИТУТ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

адрес: 360024 КБР, г. Нальчик, ул. Ашурова 5/8,

тел. (866 2) 97-67-92

e-mail: institute@anoitt.ru

 

 

3. ТД-программа «ДЕТСТВО И ЮНОШЕСТВО» состоит из пяти подпрограмм:

 

1. Подпрограмма «Формирование гармоничной личности детей, растущих вне семьи»;

 

2. Подпрограмма «Сохранение гармоничного развития одаренных детей»;

 

3. Подпрограмма «Оказание помощи подросткам, страдающим наркотической зависимостью, алкоголизмом, а также психическими отклонениями и стрессами различного происхождения»;

 

4. Подпрограмма «Профилактика общего состояния студентов ВУЗов».

 

5. Подпрограмма «Профилактика общего состояния учащихся детских садов и средних школ»

 

 

Краткое описание подпрограмм:

 

1. Подпрограмма «Формирование гармоничной личности детей, растущих вне семьи»

 

Проблема: Несмотря на все старания квалифицированного персонала, в работе «домов – ребенка», детских домов и интернатов часто присутствует элементы «пассивного насилия» над детьми. Элементами «пассивного насилия» являются требования подчинить всех детей одному режиму дня, режиму занятий, режиму питания. В совокупности с дефицитом впечатлений, вызванных отсутствием эмоционально насыщенного и личностно ориентированного общения со взрослыми, элементы «пассивного насилия» приводят к стойким изменениям общего состояния детей. К этим изменениям следует отнести малую подвижность нервных процессов, значительное снижение психической активности, упрощение эмоциональной сферы, снижение иммунитета и т.п. Кроме того, у этих детей развивается многоуровневое отставание в психомоторном и речевом развитии. Эти изменения, приобретенные в раннем возрасте, как правило, не позволяют детям становиться полноценными членами общества.

 

Решение: Программа предполагает решение проблемы в двух уровнях.
Во-первых, разработку методик психологической, психологической и медицинской поддержки детей, живущих вне семьи, способствующей оптимальной организации воспитательного процесса детей.
Во-вторых, разработку индивидуальных биологических паспортов, содержащих информацию об индивидуальных психофизиологических особенностях конкретного ребенка, способствующей формированию гармоничной личности ребенка, сохранению его физического и психического здоровья.

 

Объем необходимых инвестиций: по состоянию на 01.01.2012 год объём планируется из расчёта 2000 рублей на ребёнка.

 

2. Подпрограмма «Сохранение гармоничного развития одаренных детей»

 

Проблема: В каждой стране существуют дети, талант которых представляет собой народное достояние. Общество и родители вправе рассчитывать на то, что эти дети вырастут в одаренных взрослых людей, которые укрепят престиж государства в области науки и искусства. Однако, практика показывает, что ожидаемой отдачи от поддержки одаренных детей не происходит. У некоторых детей эта одаренность проходит с возрастом. У многих детей повышенный объем общей и профессиональной подготовки вызывает различные психические и физические отклонения, стрессы, болезни. Анализ данной ситуации показывает, что одной из основных причин, препятствующих сохранению таланта и дальнейшему развитию одаренности ребенка, является отсутствие методики индивидуальной профилактики общего состояния ребенка.

 

Решение: Трансдисциплинарная технология позволяет выявить индивидуальные психофизические особенности организма конкретного одаренного ребенка и предложить родителям и педагогам оптимальное соотношение времени учебы и отдыха, а также разработать сценарий индивидуальной специальной профилактики общего состояния детского организма. Положительный эффект от профилактических мероприятий подпрограммы составляет реальную основу сохранения здоровья и одаренности детей в настоящем и будущем.

 

Объем необходимых инвестиций: по состоянию на 01.01.2012 год объём планируется из расчёта 2000 рублей на ребёнка.

 

 

3. Подпрограмма «Оказание помощи подросткам, страдающим наркотической зависимостью, алкоголизмом, а также психическими отклонениями и стрессами различного происхождения»

 

Проблема: Оказание помощи подросткам, страдающим наркотической зависимостью, алкоголизмом, а также психическими отклонениями и стрессами различного происхождения, имеет ряд объективных трудностей. Основная трудность состоит в том, что организм подростка еще находится в стадии формирования. По этой причине организм больного подростка, его психика еще не могут адекватно реагировать на воздействия лекарственных средств, а также на мероприятия психологической поддержки. Общая ситуация осложняется тем, что комплексное медико-воспитательное воздействие рассчитано на некоего среднестатистического подростка. Поэтому, несмотря на все предпринимаемые усилия, эффективность такого воздействия в настоящее время, как правило, не велика.

 

Решение: Трансдисциплинарная технология позволяет определить индивидуальные календарные периоды, на протяжении которых у подростка проявляется естественная предрасположенность к восприятию специализированной помощи, а также разработать индивидуальные сценарии, включающие в себя мероприятия такой специализированной помощи.
Подпрограмма имеет информационно-консультативный характер. Она дополняет существующие способы оказание помощи подросткам, страдающим наркотической зависимостью, алкоголизмом, а также психическими отклонениями и стрессами различного происхождения и делает их мероприятия максимально эффективными.

 

Объем необходимых инвестиций: по состоянию на 01.01.2012 год объём планируется из расчёта 2000 рублей на подростка.

 

 

4. Подпрограмма «Профилактика общего состояния студентов ВУЗов»

 

Проблема: Одним из условий формирования личности будущего специалиста с высшим образованием является сохранение его здоровья во время обучения в ВУЗе. В настоящее время принято считать студентов взрослыми, самостоятельными людьми, способными нести ответственность за свое здоровье. С другой стороны, учебное заведение не имеет других способов повлиять на здоровье студентов, кроме как обязать их посещать занятия по физкультуре. Поэтому процесс ухудшения здоровья студентов, начавшийся еще в средней школе (97% выпускников имеют хронические заболевания), продолжает развиваться в ВУЗе. Этому процессу способствует также постоянно возрастающая информационная и психологическая нагрузка на студентов.

 

Решение: Подпрограмма позволяет администрации ВУЗов и студентам пересмотреть отношение к сути проблемы. Наряду с получением алгоритмов решения дисциплинарных, профессиональных проблем, студент должен получить, равный им по эффективности, алгоритм сохранения своего здоровья. А студенты должны быть уверены в том, что полученным алгоритмом, как и алгоритмом профессиональным, им можно будет воспользоваться на любом этапе своей жизни. Роль такого алгоритма играет индивидуальный биологический паспорт, содержащий информацию об индивидуальных психофизиологических особенностях организма студента. Исполнение студентами специальных профилактических мероприятий этого паспорта при минимальных временных затратах позволяет стабилизировать общее состояние здоровья студента и поддерживать общий уровень его здоровья при любых психофизических нагрузках.

 

Объем необходимых инвестиций: по состоянию на 01.01.2012 год объём планируется из расчёта 2000 рублей на студента.

 

 

5. Подпрограмма «Профилактика общего состояния учащихся детских садов и средних школ»

 

Проблема: В настоящее время в системе образования любой страны, независимо от ее экономического благополучия, можно отметить наличие двух основных проблем:

- постоянное снижение уровня знаний у основной массы учащихся;

- ухудшение состояния здоровья у абсолютного большинства учащихся.

 

Решение: Подпрограмма носит информационно-консультативный характер. Сведения по использованию пространства учебной аудитории, предметной среды, а также индивидуальные сценарии поддержки общего состояния учащихся позволяют педагогам, психологам, медицинским работникам и родителям, при минимальных затратах времени, организовать учебный процесс, отдых, профилактику общего состояния детей с учетом индивидуальных особенностей организма каждого ребенка, а также способствовать формированию у детей навыков антистрессового восприятия нагрузок начальной и средней школы.

 

Объем необходимых инвестиций: по состоянию на 01.01.2012 год объём планируется из расчёта 2000 рублей на ребёнка.