ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ ДЛЯ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

 

 

 

Заявление руководства о переходе России в разряд демократической страны со свободной рыночной экономикой, свидетельствует об окончании действия старого мирового порядка, основанного на противостоянии двух различных политических систем. В связи с этим фактом, в 2006-2007 годах в выступлениях лидеров стран "Большой Восьмерки" и, прежде всего, России и США, появились высказывания о необходимости формирования нового мирового порядка. Пока речь идет лишь о формировании его общих черт, например, об однополярном или многополярном мире и об энергетической стратегии. Однако, в самом ближайшем будущем, стоит ожидать более радикальных заявления и действий со стороны этих государств.  Характер этих действий, содержание заявлений, напрямую будет зависеть от содержания государственного мировоззрения.

Государственное мировоззрение определяет суть основных черт государства от национальной идеи до его места и роли в мировом сообществе. Основу государственного мировоззрения, наряду с духовными ценностями народа, составляют знания науки, реализованные в научно-технический потенциал страны. Поэтому, в вопросах формирования государственного мировоззрения, руководители государства, в определенном смысле, зависят от мнения ученых, от их компетенции и авторитета.

На Западе этому обстоятельству уделяется особое внимание. Государственные чиновники Западных стран давно поняли, что академическая наука, в силу своего предназначения, не может оперативно решать проблемы современного, динамично развивающегося, общества. Поэтому, в большинстве развитых стран Запада поощряется создание специализированных некоммерческих научных подразделений – от клубов ученых, ориентированных на поиск решений глобальных проблем человечества, например, «Римского клуба», до «Институтов Исследования Будущих», разрабатывающих вероятные альтернативные сценарии социально-экономического развития государства. Кадровую основу таких научных подразделений составляют ученые различного уровня – от рядовых научных сотрудников до известных ученых. Такая демократическая схема взаимодействия государства и ученых, серьёзно занимающихся прикладной наукой, позволяет наиболее полно использовать весь научный потенциал страны при решении сложных многофакторных государственных проблем. С переходом мирового сообщества в новый, постиндустриальный период развития, к таким проблемам, наряду с разработкой концепции нового государственного мировоззрения, присоединилась проблема разработки концепции нового мирового порядка. Поэтому в последние годы интенсивность деятельности таких научных подразделений на Западе многократно возросла.

В России, подобные демократические схемы взаимодействия науки и власти, только начинают формироваться. Но уже сейчас можно прогнозировать крайне низкую эффективность их деятельности, потому что Российская наука, в отличие от Западной науки, абсолютно не приемлет плюрализма! Следовательно, на выбор варианта решения сложных многофакторных проблем в России, решающее влияние еще долго будет оказывать, прежде всего, академическая наука. Однако, в силу объективных причин, одному или нескольким академикам, одной или нескольким научным дисциплинам невозможно учесть все факторы, а также, возможные отрицательные последствия от разработки и внедрения нового государственного мировоззрения и нового мирового порядка. Они настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что эту проблему необходимо решать одним пакетом! И формирование такого решения должно строиться не на авторитете конкретных ученых, не на заслугах конкретных дисциплин, а на соответствующем комплексном научном подходе!