ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА Ж/Д ТРАНСПОРТЕ

 

 

Наименование тд-проекта.

«Методика обоснования месторасположения и характеристик остановочных пунктов и вокзальных комплексов проектируемых железных дорог».

Инициатор тд-проекта.

ИНСТИТУТ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

адрес: 360024 КБР, г. Нальчик, ул. Ашурова 5/8,

тел. (866 2) 97-67-92

e-mail: anoitt@mail.ru

 

Краткое описание проблемы:

Проектирование, строительство и эксплуатация новых железнодорожных линий осуществляется в соответствии утверждёнными нормами и правилами (СНиП). Эти нормативные документы содержат общие рекомендации по учёту природных, технических, транспортных факторов и экономических условий. Однако использование этих рекомендаций в процессе реального проектирования сопровождается трудностями, вызванными отсутствием методик научного обоснования выбора месторасположения остановочных пунктов и вокзальных комплексов, а также их количественных и качественных характеристик.

Краткое описание методики:

Методика обоснования месторасположения и характеристик остановочных пунктов и вокзальных комплексов проектируемых железных дорог состоит из трёх этапов.

На первом этапе производится определение зони центров пассажирских стоков (опорных пунктов проектируемой железной дороги). Пассажирским стоком называется территория упорядоченного естественного проживания людей, жизнедеятельность которых связана с постоянным, периодическим или регулярным перемещением внутри этой территории или за её границы. Определение центров пассажирского стока производится посредством соотнесения территории, по которой будет проходить проектируемая железная дорога, с пространственной моделью её макро и микробиогеоценозов. Социальные образования любого уровня – сёла, посёлки, города, имеют тенденцию располагаться в границах биогеоценозов строго определённого размера. Поэтому пространственная модель биогеоценозов позволяет проявить структуру пассажирских стоков на территории, примыкающей к проектируемой железной дороге, выявить актуальные пассажирские стоки, а также обосновать ранжирование актуальных стоков для местного и транзитного пассажиропотока (рис. 1).

На втором этапе обосновывается наиболее вероятная численность людей в центрах местного и транзитного пассажирских стоков. Численность вероятного пассажиропотока рассчитывается исходя из процентного соотношения четырёх групп населения, проживающего в районе размещения проектируемой железной дороги: не совершающих поездок; совершающих поездки по особым обстоятельствам; постоянно совершающих поездки внутри территории проживания; регулярно совершающие поездки за границы территории проживания.

На третьем этапе проводится анализ риска результатов первых двух этапов. На этом этапе, с помощью методик первого и второго этапа, проводится анализ существующей сети железных и автомобильных дорог в районе проектируемой железной дороги. В ходе анализа определяется соответствие местных и транзитных остановочных пунктов и вокзальных комплексов пространственной модели макро и микробиогеоценозов. Это позволяет оценить их реальные количественные и качественные характеристики, поддерживающие  или снижающие их экономическую эффективность, а затем, провести аналогию с планируемыми остановочными пунктами и их характеристиками. В некоторых случаях, целесообразно обосновывать и рекомендовать администрации территории устанавливать транспортное сообщение между центрами пассажирских стоков автомобильного и железнодорожного транспорта.

 

Директор Института трансдисциплинарных технологий                 Мокий В.С.

 

 

 

Рис. 1. Схема макро и микро пассажирских стоков на территории КБР, прилегающей к сети железных дорог (границы зон пассажирских стоков выделены красной прерывистой линией)