ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ "ШКОЛЬНЫЙ АНТИСТРЕСС"

 

 

ТД-ПРОЕКТ ШКОЛЬНЫЙ АНТИСТРЕСС

 

§1    Современные концепции образования, принятые многими учебными заведениями в России, основаны на принципиальных положениях, которые вызывают справедливое недоумение у рядовых преподавателей и психологов.

 

Во-первых, авторы новых концепций образования изначально считают и, самое главное, твердо уверены в том, что все ученики непременно должны положительно воспринять, предлагаемые им, варианты организации ученого процесса. При этом не приводится никаких более или менее веских физиологических, социологических или иных аргументов в защиту этих утверждений.

 

Во-вторых, каждая новая концепция образования начинается с описания того, «как должно быть». При этом, создатели концепций не дают научного обоснования «почему так должно быть».

 

В-третьих, стремясь формировать у учащихся целостное видение мира, авторы не указывают на научный подход, посредством которого они намерены обеспечить такое видение мира. Остается не ясным, насколько методология этого подхода адаптирована для различных возрастных категорий учащихся.

 

В-четвертых, говоря о новизне процесса обучения и его эффективности, авторы не рассматривают и не связывают его результаты напрямую с общим состоянием учеников и учителей, основу которого образует их психическое и физическое здоровье.

 

В результате создается ситуация, когда невозможно провести анализ риска от применения новых и существующих концепций образования. А это не позволяет сравнить предлагаемые концепции по степени их возможной скрытой угрозы для отдельных категорий учащихся. Отсутствие предварительной проверки старых и новых концепций образования на теоретических моделях неизбежно придает им статус «социального эксперимента». В этом случае велика вероятность того, что результаты такого эксперимента могут противоречить морально-нравственным нормам.

 

§2   Сегодня есть все основания предполагать, что основные проблемы образования – сохранение здоровья учащихся и преподавателей, сохранение заинтересованности учащихся в получении образования, повышение уровня знаний учащихся можно решить посредством малозатратной корректировки основных элементов конструкции образования.

 

Основу проекта конструкции гармоничного образования составляет концепция трансдисциплинарного системного подхода. Трансдисциплинарный системный подход трактует понятие «система», как порядок, обусловливающий единство объекта. В этом случае и сам объект, его составные элементы и взаимодействия элементов с одной стороны, должны соответствовать требованиям этого порядка, а с другой стороны могут быть исследованы с применением его математических моделей.

 

С точки зрения трансдисциплинарности, процесс познания окружающего мира является для человека естественным процессом, таким же естественным, как дыхание и прием пищи. Значительной и наиболее организованной частью этого многогранного процесса является система образования. Такое понимание места образования в жизни человека значительно упрощает поиск путей выхода из создавшейся ситуации. Этот выход можно сформулировать следующим образом. Если организация (конструкция, методология и содержательная часть) образования повторяет порядок организации окружающего мира, то человек, помещенный в такую среду образования, обретает гармоничное состояние и гармоничные знания.

 

Трансдисциплинарность, как гипердисциплина, позволяет использовать модели такого порядка в формировании учебной информации, пространства учебной аудитории и временной организации учебного процесса.  Полный объем конструкции гармоничного образования предусматривает выполнение следующих действий:

-                    Научное обоснование продолжительности и внутренней организации отдельных этапов академического процесса - от урока до учебного года;

-                    Управление результатами учебного процесса посредством научно обоснованного подбора учебных дисциплин в учебном году, расстановки дисциплин в учебном расписании и учебных тем в учебных планах каждой дисциплины;

-                    Управление результатами учебного процесса посредством расстановки школьных столов и размещения учеников в пространстве учебной аудитории;

-                    Управление результатами учебного процесса посредством активного использования индивидуальных психофизических особенностей учеников;

-                    Разработка сценариев поддержки состояния здоровья школьников и преподавателей, основанных на принципах индивидуальной лечебно профилактической медицины;

-                    Проведение анализа риска существующих концепций образования, а также реальной организации учебного процесса в учебных заведениях.

 

§3    Работы по созданию концепции и методологии трансдисциплинарного системного подхода были начаты в начале 90-х годов в России, в КБГУ на общеуниверситетской кафедре «Безопасность жизнедеятельности». Уже к концу 2001 года положительные отзывы о методиках трансдисциплинарного подхода были получены от специализированных ведомств 12-ти Федеральных Министерств России. Важно отметить, что наряду с решением проблем в сфере образования, трансдисциплинарный подход позволил решить ряд специфических проблем в области экономики, экологии и здравоохранения. Активная научно-практическая работа по этому направлению проводилась в течение трех лет (1997-1999) на базе московских школ, с обсуждением результатов в московских педвузах под руководством известного педагога-новатора Ш.А. Амонашвили. В 1999 году результаты работы были доложены на Российских и Международных конференциях и оформлены в самостоятельное научное направление «Конструкция гармоничного образования». В том же году эта тема была включена в учебный процесс Института усовершенствования учителей КБР. Была выпущена книга «Трансдисциплинарная конструкция гармоничного образования», которая, к настоящему времени, уже выдержала три переиздания. На протяжении ряда лет проводились специальные деловые игры и обучающие семинары для работников образования в России, Белоруссии и на Украине.

 

§4   С созданием Института Трансдисциплинарных Технологий, появилась возможность для широкого практического внедрения в систему образования, хорошо зарекомендовавших себя, элементов данной «Конструкции».  В частности, речь идет о возможной реализации в учебных учреждениях целевой программы «ШКОЛЬНЫЙ АНТИСТРЕСС». Внедрение  программ такого плана будет хорошим дополнением к национальному проекту «Образование». Материально-техническая поддержка системы образования должна дополниться новыми технологиями, сохраняющими здоровье учащихся, а также обеспечивающими их стабильно высокий уровень знаний.


ПАСПОРТ

целевого проекта «ШКОЛЬНЫЙ АНТИСТРЕСС»

    Наименование проекта

    «ШКОЛЬНЫЙ АНТИСТРЕСС»

    Основание для разработки проекта

    Инициатива АНО Институт Трансдисциплинарных Технологий

    Заказчик проекта

    Министерство образования и науки РФ

    Цели проекта

    - разработка индивидуальных сценариев поддержки общего состояния учащихся прогимназий и МОУ, способствующих формированию у них навыков антистрессового восприятия психо-физических нагрузок начальной и  средней школы;

    - обеспечение учителей, психологов, медицинских работников информационно консультативной поддержкой, способствующей повышению результатов их профессиональной деятельности.

    Сроки реализации проекта

    учебный год

    Основные мероприятия проекта

    - анкетирование учащихся (с помощью педагога, психолога и медицинского работника);

    - предварительный анализ каждой анкеты специалистами Института;

    - обработка анкет с помощью специализированной компьютерной программы «Ритм»;

    - изготовление  индивидуальных сценариев поддержки общего состояния учащегося;

    - составление инструкции для педагогов, психологов, медицинских работников по использованию индивидуальных  сценариев поддержки общего состояния учащегося в решении их специфических задач.

    Основные исполнители проекта

    АНО Институт Трансдисциплинарных Технологий

    Объемы и источники финансирования проекта

    Общий объем необходимых финансовых средств на реализацию проекта складывается из расчета - 2000 руб. на одного ученика

    Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

    - повышение устойчивости психики учеников к негативным социальным факторам и умственным нагрузкам;

    - сокращение пропусков занятий, связанных с ухудшением состояния здоровья учеников;

    - повышение заинтересованности учеников к учебному процессу;

    - гармонизация поведения учеников во время проведения занятий;

    - повышение уровня усвоения дисциплинарных знаний;

    - наработка навыков у учителей, психологов и медицинских работников по оказанию ученикам индивидуальной специализированной помощи

    Система организации контроля над исполнением проекта

    - контроль над реализацией и координацией деятельности основных исполнителей проекта осуществляют, в установленном порядке, МОУ Министерства образования и науки РФ