КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Научная дисциплина – это отдельная отрасль (область) науки, использующая для достижения своих целей, уникальные или универсальные научные подходы.

 

Научным подходом  называется совокупность способов и приемов изучения объекта, его структурных, функциональных особенностей, свойств, а также взаимодействий с окружающим миром.

 

Появление новых научных дисциплин и научных подходов обусловлено, прежде всего, целью исследований. В науке нет ограничений на число дисциплин и подходов. Главное условие – чтобы они соответствовали текущему научному мировоззрению. Поэтому дисциплины и подходы появляются, совершенствуются и устаревают и исчезают вместе с развитием науки, научного мировоззрения, обусловливая успех или неудачу решения конкретных теоретических и практических проблем.

 

По целям исследования и подходам, способствующих их достижению научные дисциплины и подходы подразделяются на:

монодисциплины,

дидисциплины,

полидисциплины,

гипердисциплины.

 

Монодисциплина(от греч. monos – один) область науки, изучающая совокупность однотипных объектов, явлений и процессов, их строение, свойства, а также, частные законы их существования. Примером монодисциплины могут служить зоология, ботаника, анатомия, гидрология, грунтоведение, неорганическая химия и т.п.

Монодисциплины являются «поставщиками» основной массы научных знаний  (систематизированных и классифицированных сведений о природе и обществе).

 

Монодисциплинарный подход – одно из направлений методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение однотипных объектов, явлений и процессов, как системы.

Монодисциплинарный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нём и сведение их в единую монодисциплинарную теоретическую картину. Это обстоятельство способствует созданию монодисциплинарных классификаций объектов, явлений и процессов.

 

Комментарий:

Образно говоря,  монодисциплинарный подход «нарезает» окружающий мир на отдельные «предметные» области, изучаемые монодисциплинами.  Если решение теоретической и практической проблемы выходит за рамки предметной области монодисциплины или возможностей монодисциплинарного подхода, то принято считать, что оно находится «на стыке» монодисциплин».

Стык монодисциплин и монодисциплинарных подходов обслуживают дидисциплины.

 

вернуться к классификации

 

Дидисциплина (от греч. di – двойной) – область науки, изучающая структуру, свойства и функции однотипных монодисциплинарных объектов, процессов и явлений при их существовании в составе конкретного объекта, явления или процесса. Примером дидисциплины могут служить биохимия, биофизика, геохимия, астрофизика и т.п.

Дидисциплинарный (междисциплинарный) подход – это способ изучения объектов, явлений и процессов, допускающий прямой перенос методов исследования одной монодисциплины в другую. Перенос методов обусловлен двумя обстоятельствами: обнаружением совокупности однотипных монодисциплинарных объектов, явлений и процессов, например, химических веществ в биологическом объекте, которые целесообразно исследовать методами соответствующей монодисциплины (химии), либо обнаружением сходств исследуемых предметных областей. Например, кровеносная система биологического объекта схожа с системой трубопроводов технического объекта. С учётом определённых допущений, это обстоятельство позволяет исследовать кровеносную систему организма, методом,  который применяется в физике для описания движения жидкости по трубам и т.п.

 

Комментарий:

В целях сохранения границ монодисциплин, в дидисциплинарных (междисциплинарных) исследованиях всегда присутствуют "ведущая" и "ведомая" дисциплины. Все результаты, которые получены при помощи методологии "ведомой" монодисциплины, как это было в вышеприведенном примере, интерпретируются с позиции монодисциплинарного подхода "ведущей" дисциплины. Поэтому дидисциплинарный (междисциплинарный) подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных монодисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная монодисциплина испытывает концептуальные, либо методологические трудности.

вернуться к классификации

 

Полидисциплина (от греч. polys – многочисленный) – это область науки, изучающая структуру, свойства и функции нескольких совокупностей однотипных монодисциплинарных объектов, процессов и явлений, при их существовании в составе сложного объекта, а также, общие законы их сосуществования.

Полидисциплина, как правило, представлена комплексом монодисциплин или  дидисциплин. Примером полидисциплины могут служить физико-химическая биология, экология и т.п.

 

Полидисциплинарный (мультидисциплинарный) подход – это способ выделения и изучения основных совокупностей монодисциплинарных объектов, явлений и процессов, составляющих собой сложный объект и наделяющих его отличительными особенностями.

Полидисциплинарный подход ориентирует исследование на создание и сведение монодисциплинарных теоретических картин в  общую полидисциплинарную теоретическую картину конкретного сложного объекта.

 

Комментарий:

Полидисциплинарный (мультидисциплинарный) подход стремится формировать обобщенную картину объекта исследования, по отношению к которой, все её монодисциплинарные и дидисциплинарные картины предстают в качестве ее частей. Поэтому в полидисциплинарном (мультидисциплинарном) системном подходе переноса методов исследования из одной дисциплины в другую, как правило, не происходит. Все моно и дидисциплины продолжают оставаться в своих границах.

Например, с точки зрения полидисциплинарного (мультидисциплинарного) подхода, ч е л о в е к а следует рассматривать, как сложный объект, отличающийся от других объектов рядом особенностей (анатомическими, химическими, психологическими, психическими, физиологическими и т.д.).  Для изучения этих особенностей применяются только, соответствующие им, моно и дидисциплинарные подходы. Однако, сопоставляя результаты моно и дидисциплинарных исследований, в рамках полидисциплинарного (мультидисциплинарного) подхода удаётся найти новые, ранее не обнаруживаемые, сходства исследуемых предметных областей. А это, в свою очередь, позволяет организовать новые междисциплинарные исследования.

Свое практическое применение полидисциплинарный (мультидисциплинарный) подход нашел, прежде всего, в работе экспертных групп. Он выглядит предпочтительнее других подходов, в ситуации, когда для решения моно или дидисциплинарной проблемы требуется  учесть множество известных факторов, являющихся предметом исследования других монодисциплин. Благодаря этому свойству современные научные монодисциплины и их «междисциплинарные дополнения» существенно расширили свои практические возможности и приблизились к достаточной полноте знаний.

Накопление результатов междисциплинарных исследований  способствует уточнению концепций и расширению теоретических и практических возможностей гипердисциплин.

 

вернуться к классификации

 

Гипердисциплина (от греч. hyper – над, сверх) – это область науки, изучающая наиболее общие свойства материального мира, всеобщие законы развития природы, общества и мышления.

Примером гипердисциплины могут служить фундаментальные естественнонаучные дисциплины – физика, философия.

 

Гипердисциплинарный системный подход – это способ достижения целей научного познания (методология познания), включающий в себя, его формы и принципы построения.

Гипердисциплинарный подход ориентирует исследование на создание целостной естественно научной картины мира и его развития. Концепции гипердисциплин имеют решающее значение  при формировании научного и человеческого мировоззрения.

 

Комментарий:

Как Вселенная является наиболее крупной из всех известных науке систем, охватывающая все уровни Бытия, так и её отражение человеческим обществом представляет собой наиболее крупную, многоуровневую систему научного познания.

 

Перефразируя Н. Винера можно сказать, что осознание этого факта является следствием «оформления» содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств». Однако наше чувственное восприятие внешнего мира свидетельствует о том, что его объекты, процессы и явления имеют физические или логические границы. Эти границы способствуют выделению и распознаванию самих объектов, процессов и явлений, а также их индивидуальных особенностей.

 

Выход монодисциплинарных исследований «за границу» совокупности монодисциплинарных объектов, процессов и явлений, поддерживается методологией дидисциплинарного и полидисциплинарного (мультидисциплинарного) системных подходов. В связи с этим, напрашивается ряд вопросов:

– может ли быть осуществлён выход гипердисциплины за границы Вселенной, как наиболее крупной, из известных науке, систем, в «вечный и бесконечный» космос?

– может ли физиологическая ограниченность наших чувств «привести в систему, оформить» содержание «вечного и бесконечного» космоса?

 

Ответы на эти вопросы будут иметь практически полезный смысл, если  многоуровневая система научного познания будет завершена гипердисциплиной, предметом исследования которой было бы изучение принципов и механизмов формирования и сохранения  единства мира в целом, его объектов, процессов и явлений, в частности. В свою очередь, гипердисциплинарный подход этой дисциплины, позволил бы использовать принципы формирования физических и логических, внутренних и внешних границ мира, его объектов, процессов и явлений в качестве методологии их исследования на любом уровне Бытия.

 

Такой гипердисциплиной является  трансдисциплинарность.

вернуться к классификации