МНОГООБРАЗИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ

 

 

Подходом называется совокупность способов и приемов изучения объекта, его структурных, функциональных особенностей, свойств, а также взаимодействий с окружающим миром.

 

Появление новых подходов обусловлено, прежде всего, целью исследований. В науке нет ограничений на число подходов. Главное чтобы они соответствовали существующему научному мировоззрению. Поэтому подходы появляются, совершенствуются и устаревают и исчезают вместе с развитием науки, научного мировоззрения, обусловливая успех или неудачу решения конкретных проблем.

 

Трансдисциплинарный системный подход, также как и другие научные подходы, предназначен для решения своих специфических задач. Поэтому, прежде чем ознакомится с трансдисциплинарным системным подходом, уместно рассмотреть классификацию существующих научных подходов. Такая классификация позволит подтвердить необходимость создания трансдисциплинарного системного подхода, а также определить его место в их среде. Если в качестве критерия классификации выбрать степень полноты познания окружающего мира, то все существующие подходы можно свести к четырем основным видам.

 

Перечень подходов

Дисциплинарный подход,

Междисциплинарный подход,

Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход,

Трансдисциплинарный подход.

Кратко о трансдисциплинарности

 

 

Дисциплинарный подход

Главное место в этой своеобразной классификации занимает дисциплинарный подход. Этот подход делает обычного человека специалистом в конкретной области. Например, биолог становится обладателем совокупности способов и приемов изучения живой природы. Дисциплинарный подход позволяет физику профессионально изучать свойство и строение материи. Психологу удается изучать процессы и закономерности психической деятельности. Иными словами, дисциплинарный подход профессионально "нарезает" окружающий мир на отдельные предметные области. Затем, обозначив эти области как «предмет своего исследования», позволяет провести это исследование, применяя конкретный дисциплинарный метод. Если решение проблемы выходит за рамки возможностей дисциплинарных подходов, то принято считать, что оно находится «на стыке научных дисциплин».

 

Каждая дисциплина сильна, прежде всего, своим внутридисциплинарным образом предмета исследования. Поэтому большинство ученых-дисциплинариев сознательно или подсознательно стремятся любыми путями сохранить этот образ, а также дисциплинарную методологию его исследования. Это стремление зачастую превращает литературную метафору «стык дисциплин» в реальную непреодолимую границу «дисциплинарных коробок». Именно это стремление порождает странный диполь, обусловливающий накопление профессиональных дисциплинарных знаний с одной его стороны и  установление естественного ограничения полноты познания окружающего мира, с другой стороны. Именно оно  превращает вчерашних студентов, открытых и чувствительных ко всему новому, в сегодняшних консерваторов, выдумавших обидное понятие «дилетант» для своих коллег по работе, стремящихся выйти за пределы своей дисциплинарной коробки.

 

Однако «либеральное меньшинство» ученых, которым рамки дисциплинарных коробок оказались тесными, нашло выход из создавшегося положения. Этот выход можно выразить следующим тезисом – «если нельзя выйти за пределы дисциплинарной коробки, то можно расширить область применения дисциплинарной методологии». В свою очередь расширение области применения дисциплинарной методологии привело к появлению междисциплинарных и мультидисциплинарных научных подходов, которые составили следующие уровни обобщенной классификации научных подходов. Процесс развития этих подходов привел к тому, что метафора «стык дисциплин» постепенно приобрела вид междисциплинарных и мультидисциплинарных коробок, каждая из которых на сегодняшний день имеет свои особенности решения, стоящих перед ними задач.

вернуться к перечню подходов...

 

Междисциплинарный подход

Особенность междисциплинарного подхода состоит в том, что он допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов, в этом случае, обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей. Например, кровеносная система организма схожа с системой трубопроводов технического объекта. Эта обстоятельство позволяет биологу исследовать кровеносную систему организма, методом,  который применяется в физике для описания движения жидкости по трубам. В результате появляется «междисциплинарная дисциплина» – биофизика, использующая междисциплинарный подход. По такому принципу организованы и другие бинарные (двойные) междисциплинарные дисциплины. Продолжая пример с биологией, можно продолжить список таких междисциплинарных дисциплин – биохимия, биомеханика, социобиология, бионика, а также многие другие. Однако использование «чужой» дисциплинарной методологии редко приводит к изменению дисциплинарного образа предмета исследования.  Иными словами, несмотря на то, что работа кровеносной системы была хорошо описана при помощи методов физики, для биолога - человек так и остался одним из биологических видов, состоящим из клеток, тканей и органов. Биологический образ человека не превратился в образ киборга, имеющего  в своем теле разветвленную систему трубопроводов.

 

Кроме этого следует отметить, что для сохранения границ дисциплинарных коробок, в междисциплинарных исследованиях всегда присутствуют «ведущая» и «ведомая» дисциплины. Все результаты, даже те, которые получены при помощи методологии «ведомой» дисциплины, как это было в приведенном примере, интерпретируются с позиции дисциплинарного подхода «ведущей» дисциплины. Поэтому междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности.

вернуться к перечню подходов...

 

Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход

Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход стремится использовать обобщенную картину предмета исследования, по отношению к которой все ее дисциплинарные картины предстают в качестве ее частей. Поэтому в мультидисциплинарном (полидисциплинарном) подходе переноса методов исследования из одной дисциплины в другую, как правило, не происходит. Все дисциплины продолжают оставаться в своих коробках. Например, с точки зрения мультидисциплинарного (полидисциплинарного) подхода, человека следует рассматривать, как сложный объект, отличающийся от других объектов рядом особенностей (анатомическими, химическими, психологическими, психическими, физиологическими и т.д.).  Для изучения этих особенностей применяются только, соответствующие им, дисциплинарные подходы и методы. Однако, сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного (полидисциплинарного) подхода, удается найти новые, ранее не обнаруживаемые, сходства исследуемых предметных областей. А это, в свою очередь, позволяет специалистам организовать новые междисциплинарные исследования. Накопление результатов междисциплинарных исследований  в сходных областях дисциплинарных знаний приводит к появлению новых мультидисциплинарных дисциплин», например, таких, как физико-химическая биология, экология.

 

Свое практическое применение мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход нашел, прежде всего, в работе экспертных групп. Он выглядит предпочтительнее других подходов, в ситуации, когда для решения дисциплинарной проблемы требуется  учесть множество известных факторов, являющихся предметом исследования других дисциплин. Благодаря этому свойству современные научные дисциплины и их «междисциплинарные дополнения» существенно расширили свои практические возможности и приблизились к достаточной полноте знаний.  Но, так же как и в междисциплинарных исследованиях, в мультидисциплинарных исследованиях, интерпретация полученных дисциплинарных результатов производится с позиции «ведущей» дисциплины. Поэтому мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход способствует накоплению дисциплинарных и междисциплинарных знаний, но он не способствует выявлению закономерностей и механизмов их взаимодействия внутри предмета исследования.

 

Заканчивая знакомство с этой своеобразной классификацией научных подходов, можно сделать вывод, что междисциплинарные и мультидисциплинарные (полидисциплинарные) подходы предназначены для обеспечения взаимодействия дисциплинарных методологий при исследовании конкретных предметных областей объекта. При этом ни один из перечисленных подходов не предназначен для исследования объекта в его единстве. Таким образом, можно предположить, что причиной кризисов концепции естествознания, построенной из постоянно меняющихся фрагментов знаний дисциплинарных, междисциплинарных и мультидисциплинарных (полидисциплинарных) подходов, является отсутствие трансдисциплинарного  системного подхода, который смог бы исследовать объект в целом, первоначально без разделения его на дисциплинарные предметные области.

вернуться к перечню подходов...

 

Многоликая трансдисциплинарность

Несмотря на то, что понятие «трансдисциплинарность» зазвучало в начале 80-х годов XX века, ее основа была заложена многие тысячелетия назад  в восточной философии (Ин-Янь) и древнегреческой философии («Единого» - Платона). Смысл этого, казалось бы, очевидного понятия оказался настолько высокопотенциальным, что оно так и не смогло приобрести однозначного объяснения в современном научном мире. В результате появилось множество интерпретаций понятия «трансдисциплинарность». Можно привести несколько, наиболее часто используемых его значений.

 

В первом значении трансдисциплинарность стала пониматься как декларация, провозглашающая равные права известных и малоизвестных ученых, больших и малых научных дисциплин, культур и религий в исследовании окружающего мира. Если мир многообразен, то имеют равные права и любые знания о нем. В таком значении трансдисциплинарность играет роль «охранной грамоты» для любой профессиональной персональной точки зрения, если эта точка зрения не противоречит знаниям научных дисциплин и существующей концепции естествознания.

Во втором значении трансдисциплинарность ассоциируется с предельно высоким уровнем образованности, разносторонности, универсальности знаний конкретного человека. Про таких людей обычно говорят, что они обладают энциклопедическими знаниями или, что их знания трансдисциплинарны.

В третьем значении трансдисциплинарность трактуется как «одно из правил исследования окружающего мира». Предполагается, что трансдисциплинарность будет реализована, если объект, явление или процесс исследуются сразу в нескольких уровнях. Например,  на физическом и ментальном уровнях, глобально и локально.

В четвертом значении «трансдисциплинарность» используется как «один из принципов организации научного знания», открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении сложных комплексных проблем природы и общества. В зависимости от того, в каком количестве и в каком сочетании исследователь будет использовать другие дисциплины в своем дисциплинарном исследовании, трансдисциплинарность в четвертом значении будет называться мультидисциплинарностью (мultidisciplinarity), плюродисциплинарностью (pluridisciplinarity), интердисциплинарностью (interdisciplinarity).

 

Несмотря на такое разночтение смысла трансдисциплинарности, в научном мире она уже успела приобрести свой стереотип. Так, например, стало хорошим тоном при употреблении понятия «трансдисциплинарность» добавлять следующее пояснение – это нечто, проходящее сквозь дисциплины. Однако в этом случае уместно задать вопрос – можно ли эффективно использовать в познании окружающего мира «нечто, имеющее разные уровни абстракции и метафоричности и, которое проходит сквозь дисциплины»?

вернуться к перечню подходов...

 

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что современные тенденции в развитии трансдисциплинарности уводят ее от создания ее собственного трансдисциплинарного подхода в сторону междисциплинарных и мультидисциплинарных (полидисциплинарных) подходов, имеющих совсем иные возможности, цели и задачи.  И как следствие этого процесса, трансдисциплинарность постепенно теряет, открывающиеся перед ней, перспективы стать универсальной и эффективной методологией решения сложных комплексных проблем природы и общества. В свою очередь это делает невозможным внедрение трансдисциплинарности в систему высшего образования для подготовки специалистов XXI века, как это рекомендовано во «Всемирной декларации о высшем образовании для 21 века: подходы и практические меры», принятой в октябре 1998 года в Париже в Штаб-квартире ЮНЕСКО.

Кратко о трансдисциплинарности

Различным направлениям общенаучной методологической концепции свойственна разная степень интеграции (слияния) сложного объекта с окружающей средой. Минимальная интеграция свойственна монодисциплинарным и междисциплинарным подходам. Максимальное воспроизведение интеграции достигается мультидисциплинарным и трансдисциплинарным подходами.

В современной науке используется сразу несколько видов трансдисциплинарности. Вид трансдисциплинарности принято указывать номером (№№0,1,2,3,4). Каждый вид трансдисциплинарности в той или иной мере используется в научной среде и предназначен для решения определённых задач.

Трансдисциплинарность-0 использует иллюстративный потенциал метафоры и образного языка. Поэтому её считают исходной формой трансдисциплинарности. Примером Трансдисциплинарности-0 могут служить художественные метафоры. Можно наблюдать, как в некоторых исследованиях, окружающий мир ассоциируется с "океаном" энергии. Планета ассоциируется с "матерью". Человека сравнивают с "каплей воды, в которой можно разглядеть Вселенную". Иллюстративный потенциал метафоры и образного языка Трансдисциплинарности-0 часто и эффектно используется другими формами духовной деятельности человека – философией, искусством, религией, а также теми научными дисциплинами, которые имеют интересы в "пограничных", с этими формами духовной деятельности, областях.

Трансдисциплинарность-1 основывается на формальной взаимосвязи научных монодисциплин. Этот вид трансдисциплинарности обеспечивает формирование логических мета-рамок, посредством которых, их знания могут быть объединены на более высоком уровне абстракции, чем это происходит в междисциплинарности. Например, здоровье современного человека обеспечивают специалисты более 200 профессий. При этом, специалисты из различных научных дисциплин демонстрируют толерантность (терпимость) и доверие к частным выводам по комплексному исследованию объекта. Это обстоятельство позволяет избегать метафор и образного языка при описании явлений, объектов и процессов. Трансдисциплинарность-1 часто используется в работе многочисленных экспертных групп, тем самым определяя свою принадлежность к интердисциплинарности (interdisciplinarity) и мультидисциплинарности (мultidisciplinarity).

Трансдисциплинарность-2 имеет более тесную внутреннюю связь с личным опытом исследователя, включая медитацию. Приверженцы Трансдисциплинарности-2 считают, что исследование только физической сути объекта, без учёта его ментального (духовного) уровня, не позволит составить о нём полное представление.  Наглядным примером этого вида трансдисциплинарности может служить "идея однородного бытия". Эта идея определяется вопросом: "Если мироздание однородно, то, означает ли это, что в неорганическом мире мы должны находить и жизнь, и чувственность, и сознание, словом, всё то, что хорошо знакомо и легко фиксируемо при изучении объектов высших структурных уровней  бытия?" В таком качестве трансдисциплинарность-2 характеризуется как плюродисциплинарность (pluridisciplinarity).

Трансдисциплинарность-3 использует генеральные метафоры, имеющие фундаментальное познавательное значение. К таким метафорам можно отнести следующее выражение: "Вселенная представляет собой наиболее крупную, из известных науке, систем". Можно говорить о том, что именно трансдисциплинарность-3 способствовала становлению и развитию системного подхода, его концепции и терминологии. Сегодня системный подход успешно используется специалистами различных научных дисциплин, так как каждая новая формулировка системы способствует познанию новых сторон сложного объекта и реальности в целом.

Трансдисциплинарность-4 использует собственную (универсальную) картину мира. В такой картине, мир выступает в роли Единой упорядоченной среды. Объекты любого уровня действительности рассматриваются, как её естественные фрагменты. В этом случае образ трансдисциплинарной картины мира выступает в роли основного средства нормативной и дескриптивной методологии трансдисциплинарности-4. Сама же методология оформлена в виде самостоятельной научной дисциплины. Эта дисциплина обладает всеми необходимыми атрибутами, позволяющими ей присутствовать в системе высшего образования и использоваться в решении сложных многофакторных проблем природы и общества.

Трансдисциплинарность – это способ расширения научного мировоззрения. Расширение мировоззрения можно осуществлять за счёт: а) совершенствования научной картины мира; b) создания комплексной, синтетической модели сложного объекта; c) совершенствования методологии познания научной картины мира и сложного объекта.

Совершенствовать комплексную, синтетическую модель объекта можно двумя способами. Первый способ заключается в добавлении к модели тех характеристик, которыми исследователь ранее пренебрегал. Этот способ использует принцип преемственности в науке.  Второй способ предполагает создание модели объекта, которая изначально указывает исследователю на те характеристики, число которых необходимо и достаточно для каждого конкретного исследования. Такой способ применяется в трансдисциплинарности-4.

Эти способы способствовали появлению новых терминов: "трансдисциплинарность науки" и "трансдисциплинарная наука".

Термин "трансдисциплинарность науки" используется для констатации предрасположенности к синтезу всех моно- и междисциплинарных знаний, которыми может быть описан сложный объект на разных уровнях его организации. Следует заметить, что с позиции монодисциплинарных, междисциплинарных и мультидисциплинарных подходов унификация всех областей знаний и их сведение к представлениям об объекте какой-либо одной науки – не приветствуется [2].  Такое сведение разрушило бы принцип равноправия и важности каждой научной дисциплины. Поэтому, термин "трансдисциплинарность науки" лишь способствует постановке научной проблемы – необходимости синтеза научных знаний в рамках общего методологического знания. Ответом на эту проблему стали виды трансдисциплинарности №1,2,3.

Термин "трансдисциплинарная наука" обозначает методологию исследования сложного объекта в составе Единой окружающей среды. В этом случае унификация (единообразие) всех областей знания и их редукция (сведение) к представлениям об объекте одного научного направления "Трансдисциплинарность-4", приветствуется. Мало того, редукция необходима.

Следует отметить, что эти термины не противопоставляются друг другу, так как в первом и во втором случае речь идёт о разных картинах мира и, как следствие, о разных методологиях его познания. Так, например, "Трансдисциплинарность науки", которую достаточно наглядно иллюстрирует системный подход, позволяет рассматривать мир, как самую большую, из известных науке, систем[5]. Эта система состоит из материальных объектов, играющих роль её частей. Поэтому для методологии "трансдисциплинарности науки" достаточно целостной естественнонаучной картины мира и частнонаучных (специальных) картин мира. Эти картины позволяют выделить определённый класс объектов и подробно исследовать их отношения, зачастую, в силу правил моно-  и междисциплинарного моделирования, в отрыве от окружающей среды.

"Трансдисциплинарность, как научное направление" рассматривает мир, как Единую упорядоченную среду. Эта среда не является системой, представляющей собой совокупность материальных объектов и их отношений[6]. В такой среде системой является порядок, который обуславливает единство среды. Явления, объекты, процессы и их взаимодействия на всех уровнях такой среды являются той же самой средой, её естественными элементами, фрагментами. Для отображения Единой упорядоченной среды требуется принципиально иная общенаучная картина мира – трансдисциплинарная действительность. Познание трансдисциплинарной действительности нуждается в специальной, трансдисциплинарной методологии. Этой методологией является методология трансдисциплинарности-4, которая изначально предназначается для решения проблемы – объединения в одной системе научно-теоретических представлений и решений, получаемых интуитивно-практическим путём в условиях принципиальной неполноты и неопределённости информации об объекте.

вернуться к перечню подходов...

 

Более подробную информацию об истории трансдисциплинарности; её месте в системе принципов научного познания и научных подходов; ознакомиться с текстами Хартий трансдисциплинарности и их критикой; трансдисциплинарной интерпретацией основных философских категорий, а также, с содержанием и обоснованием основных положений трансдисциплинарной концепции, можно в книге ISBN 978-5-9996-0011-0 В.С. Мокий "Основы трансдисциплинарности"[6]; на сайте Русской школы трансдисциплинарности и Института трансдисциплинарных технологий [www.anoitt.ru], а также, в Интернете [http://ru.wikipedia.org].

Для того чтобы трансдисциплинарность стала понятной и необходимой преподавателям и студентам ВУЗов, её следует воспринимать в прагматичном значении, как гипердисциплину. В этом случае, трансдисциплинарность обретает предмет исследования, трансдисциплинарную концепцию, парадигму, язык, модели, метод анализа полной информации и методики анализа риска принимаемых решений и самостоятельный научный (трансдисциплинарный системный) подход.