ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТД

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТД

 

Напомним, что перед исследователями в любой области знаний стоят две проблемы: онтологическая, т.е. выявление существенных свойств объекта исследования; и гносеологическая, т.е. выбор метода (методов) исследования уже выявленных существенных признаков, позволяющего получить новые знания. Следовательно, чтобы выявить существенные свойства окружающего мира в его единстве, трансдисциплинарность должна выразить его в образе, способном проявить это единство. Суть трансдисциплинарного образа окружающего мира выражается следующим определением: "Мир - это Единая упорядоченная среда" (One Orderly Medium).

 

Фрагментами (элементами) Единой упорядоченной среды (ЕУС) являются: совокупность причин и следствий её существования; общих и частных закономерностей и законов; явлений, объектов и процессов, а также их свойств, связей и взаимодействий на любом уровне трансдисциплинарной действительности. В рамках такого определения Единая упорядоченная среда выступает в роли единственной (всеобщей) среды. Применительно к такой среде множественность принципиально возможных сред, в том числе и объектов, требующих осмысления и исследования, будет рассматриваться не иначе как совокупность её естественных фрагментов (элементов).

 

Быть естественным фрагментом (элементом) – означает иметь ряд атрибутов, признаков, свидетельствующих о его органической принадлежности к ЕУС, но теряющих смысл при его принципиально независимом существовании. Главным из них является то, что каждый естественный фрагмент (элемент) имеет принципы внутреннего устройства, внешних и внутренних взаимодействий, тождественные порядку, обусловливающему единство упорядоченной среды. Из него следует: первое – естественная предрасположенность фрагментов иметь строго определённые размеры собственного пространства, позволяющие воплотить и реализовать такой порядок; второе – свойство непрерывно отражать и отображать общее состояние потенции ЕУС, а также механизм этого отражения и отображения, позволяющие осуществлять внешние и внутренние взаимодействия. Эти атрибуты имеют определяющее значение для формирования методологии трансдисциплинарного исследования.

 

В методологии трансдисциплинарного исследования, каждый фрагмент Мира или, проще говоря, всякая его область, имеющая естественные физические и/или логические границы, изначально рассматривается, как «упорядоченная среда», к исследованию которой можно применить одни и те же принципы, подходы и модели.  Среда естественного фрагмента, в отличие от ЕУС, трактуется, как уникальная упорядоченная среда. Уникальной упорядоченной средой  являются: атом и Галактика, банк и государство, опушка леса и автомобиль, человек и идея, предприятие и технология.

 

Единая упорядоченная среда (и, следовательно, каждая уникальная упорядоченная среда), обладает потенцией (от лат, potentiа - сила) – скрытой силой, присутствующей в ней естественным образом, или заложенной в неё человеком (для искусственных упорядоченных сред). Следует отметить, что утверждение «обладает потенцией», в данном случае, имеет отношение к внутреннему устройству ЕУС, благодаря которому она способна проявлять своё состояние, различающее напряженностью и устремлённостью.

 

Распознаванию ЕУС способствуют её атрибуты – форма и содержание, имеющие объективный характер. В соответствии с логикой трансдисциплинарного системного подхода, форма ЕУС является способом существования её многогранного (всестороннего) содержания, и, следовательно, также должна быть многогранной (всеохватывающей). Именно многогранность формы обусловливает «всестороннюю упорядоченность содержания, его внутреннюю связь и порядок». Благодаря многогранностиформы и многогранности содержания, ЕУС обретает естественные физические и/или логические границы, являющиеся необходимыми условиями её существования в статусе единой и/или уникальной среды.

 

Лингвистические формулы основных «граней» формы представлены следующими базовыми понятиями:

Пространство – это форма существования потенции ЕУС;

Информация – это форма проявления общего состояния потенции ЕУС;

Время – это форма преобразования потенции ЕУС;

Система – это форма организации (порядок) пространства, времени и информации, обусловливающая единство упорядоченной среды.

 

В свою очередь, основные «грани» содержания представлены базовыми понятиями, лингвистические формулы которых, выглядят следующим образом:

 

Функция   это способность потенции ЕУС воплощаться в строго определенные процессы;

Энергия – это способность потенции ЕУС совершать конкретную работу в строго определенных процессах;

Развитие – это способность потенции ЕУС направлено преобразоваться в определённых процессах;

Цель – это способность потенции ЕУС полностью раскрывать своё многогранное содержание.

 

Так как речь идёт о единой упорядоченной среде, то трансдисциплинарные базовые понятия, раскрывающие многогранность формы и многогранность содержания, представлены единым блоком. В таком блоке, смысл формулировок каждого понятия вытекает «один из другого» и продолжается «один в другом», проявляя их причинно-следственные связи.

 

Каждая научная дисциплина имеет в своём основании блок базовых понятий, отвечающий принципу их необходимости и достаточности. Блок трансдисциплинарных базовых понятий, также, отвечает этому принципу. Однако статус гипер-дисциплины предполагает, что смысл трансдисциплинарных базовых понятий может иметь не прямую, а ассоциативную связь с соответствующими понятиями, несколько иначе трактующимися,  в других научных дисциплинах. Например, «Развитие (трансдисципл.) способность потенции ЕУС направлено преобразоваться в определённых процессах», непосредственно ассоциируется с «Развитие (философ.) – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство».  В других дисциплинах развитие, трактуется как процесс. Например, «Развитие (биолог.) – процесс тесно связанных количественных и качественных преобразований особей»; «Развитие (общ.)процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное». В данном случае, развитие, как процесс преобразования, является производным от способности потенции ЕУС направленно преобразовываться. Таким образом, ассоциативная связь различных формулировок одного понятия соблюдается.  Такое же требование предъявляется к понятиям, не вошедшим в блок базовых понятий. Это не значит, что они менее важные. Это значит, что они являются атрибутами или следствиями трансдисциплинарного блока базовых понятий.

 

Анализируя блок базовых понятий, появляется возможность точно определить «систему координат», которую использует Наблюдатель (ученый, практик): уникальную – дисциплинарную, или универсальную – трансдисциплинарную. Таким образом, появляется возможность не противопоставлять, а осознанно подбирать базовый блок понятий, «систему координат» Наблюдателя, для решения конкретной исследовательской или практической задачи.

 

В практически полезных целях, ЕУС и уникальные упорядоченные среды рассматриваются, как «единый функциональный ансамбль» (One Functional Ensemble). Единый функциональный ансамбль (ЕФА) бывает трёх видов.

 

К первому виду относится природный функциональный ансамбль (ПФА). Его представителями являются все естественные природные объекты – атомы и галактики; экосистемы и природные ландшафты; растения, животные и люди.

 

Искусственный  функциональный ансамбль (ИФА) представляют объекты, созданные человеком – от МКС (международной космической станции) до АЭС, от компьютера до гвоздя.

 

И, наконец, смешанный функциональный ансамбль (СФА) представляют «объекты цивилизации» – от квартиры до города, от территориально-промышленного комплекса до государства.

 

Природные функциональные ансамбли (ПФА) и, в большей части,  смешанные функциональные ансамбли (СФА) являются, с точки зрения современной науки, «открытыми системами». Развитие этих систем во многом зависит от многофакторного влияния внешней среды и собственного состояния, сложившегося на момент принятия решения. А, так как методами дисциплинарного и междисциплинарного системных подходов учесть влияние всех принципиально возможных факторов не удаётся, то  проблемы, с участием ПФА и СФА, представляются в науке наиболее сложными и, зачастую, неразрешимыми.

 

Несмотря на наличие методологической возможности решения подобных проблем с помощью трансдисциплинарного системного подхода, всё же потребовалось введение  дополнительных понятий, способных придать этой возможности необходимую убедительность. Достичь этой убедительности позволили такие понятия, как «истина» (Truth) и «правда» (Reality).

 

В трансдисциплинарном системном подходе эти понятия имеют сугубо прагматичное значение. Трансдисциплинарной лингвистической формулой «истины» служит формулировка «истина – это всё то, как должно быть». А всё должно быть так, чтобы единый функциональный ансамбль (ЕФА), в процессе преобразования своего общего состояния, сохранял единство и полностью раскрывал своё многогранное содержание. Такое общее состояние ЕФА называется истинным.

 

Лингвистической формулой «правды» является формулировка: «правда – это всё то, что есть в действительности». В действительности ЕФА может иметь истинное состояние. В этом случае, говорят об истинной правде (одно из широко распространённых в русском языке, выражений). Однако в реальной действительности, под действием различных обстоятельств, ЕФА может не полностью сохранять единство или не до конца раскрывать своё многогранное содержание. Это проявляется, прежде всего, в изменении его основных свойств и не полностью реализованных способностях. Такое состояние ЕФА называется реальным. О людях, которые находятся в реальном состоянии, говорят:  «каждый из них прав», «у каждого из них – своя правда».

 

В контексте вышеприведённых рассуждений, появляется возможность говорить и об истинности граней формы и граней содержания ЕУС. Многогранная форма считается истинной, если она обеспечивает проявление, сохранение и преобразование (полное раскрытие) многогранного содержания ЕУС. С другой стороны, многогранное содержание считается истинным, если оно является следствием истинной многогранной формы. Следовательно, чтобы получить доступ к истинному многогранному содержанию ЕУС (содержанию уникальных упорядоченных сред), необходимо воспользоваться моделями основных граней формы. Методологически такой доступ осуществляется посредством использования трансдисциплинарной единицы порядка или трансдисциплинарной системы.

 

Для целей практического использования, трансдисциплинарная единица порядка реализована в специальные логико-геометрические модели её основных аспектов: пространственного, временного и информационного.