ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

 

 

Уважаемые коллеги!

 

Нынешним студентам выпала почётная честь получать высшее образование в знаменательный период – начался новый век и новое тысячелетие. Но почётная честь для студентов оборачивается повышенной ответственностью для преподавателей. Основные принципы этой ответственности изложены во  «Всемирной декларации о высшем образовании для 21 века: подходы и практические меры».  Текст этой Декларации был принят участника международной конференции, которая прошла в октябре 1998г в Париже в Штаб-квартире ЮНЕСКО.

 

По сути, текст Декларации направлен на реализацию расхожего тезиса 20 века – «наука 21 века сможет найти пути решения сложных многофакторных проблем природы и общества».  Сложность решения таких проблем состоит в том, что дисциплинарным системным подходы были не в состоянии выявить и учесть все факторы, образующие проблему и влияющие на неё. Если в 20 веке можно было абстрагироваться от такого влияния, то сегодня, без полного и научно обоснованного учёта таких факторов уже не обойтись. Поэтому,  статьи (ст. 5 п.(а); ст. 6 п.(b) «Всемирной декларации о Высшем образовании для 21 века» уточняют, что специалист с высшим образованием, наравне с дисциплинарным подходом, для решения сложных многофакторных проблем должен использовать междисциплинарные и трансдисциплинарные подходы.

 

Но одно дело продекларировать необходимость использования новых подходов, другое – накопить опыт такого использования и передать его в ВУЗы для преподавания студентам. История науки свидетельствует о том, что у новых областей знаний схожие «судьбы». В течение несколько десятилетий, новые области знаний проходят четыре этапа: «этого не может быть», «в этом что-то есть», «кто же этого не знает», «это старо, как мир». В силу своего объективного консерватизма, Высшее образование «вбирает в себя» новые знания и новые подходы лишь на третьем этапе их общественного осознания. Хорошо, если это осознание приходит одновременно с появлением сложных многофакторных проблем природы и общества. А, если нет? Не будет ошибкой, если сказать, что большинство будущих специалистов с высшим образованием не будут вовлечены в процесс решения сложных многофакторных проблем природы и общества. Но те, которым это предстоит делать уже сразу по окончанию ВУЗа, должны получить соответствующий теоретический и практический опыт. То, что даёт такой опыт, называется – школой. В нашем случае, это будет Русская школа трансдисциплинарности (Русская тд-школа).

 

Русская тд-школа – это область специфических знаний и опыта, способов и технологий решения сложных многофакторных проблем природы и общества. Мы приглашаем вас, принять участие в работе этой школы, в формировании этого специфического опыта, а также технологий решения сложных многофакторных проблем природы и общества.

 

Студентам было предложено совершить первое самостоятельное тд-исследование. Оно заключается в том, чтобы студенты могли научиться проводить трансдисциплинарную классификацию монодисциплинарных объектов (их параметров). Для этого им потребуется воспользоваться существующими монодисциплинарными классификациями объектов (их параметров), составить их, если таковые отсутствуют (например, классификация систем организма). Затем им предстоит разместить объекты по признакам информации в трансдисциплинарной параметрической таблице. Мы надеемся на вашу помощь студентам в  проведении этих исследований.

 

Если Вы уже осуществляете трансдисциплинарные исследования, поделитесь их методологией и результатами с участниками Русской школы трансдисциплинарности.

 

Если у Вас написаны статьи о трансдисциплинарности, о трансдисциплинарном системном подходе, о трансдисциплинарных исследованиях, о трансдисциплинарных технологиях, Вы можете разместить их на сайте Русской школы трансдисциплинарности.

 

Если Вы разработали тд-проект решения дисциплинарных или сложных многофакторных проблем в любой области деятельности, то у Вас появилась возможность разместить его на нашем сайте.

 

Если у Вас появились предложения по изменению или расширению концепции подачи материала на сайте, редакционные замечания по поводу размещённого материала на страницах сайта, сообщите о них по адресу: anoitt@mail.ru

 

Наиболее активные преподаватели будут приглашаться в состав творческих коллективов Института трансдисциплинарных технологий для участия в поиске решений сложных многофакторных проблем природы и общества, в реализации конкретных трансдисциплинарных проектов.

 

Преподаватели желающие начать преподавать студентам трансдисциплинарность-4 могут ознакомиться с проектом такой программы, пройдя по ссылке.

 

Ознакомьтесь, пожалуйста, с идеей создания Российского Центра трансдисциплинарных исследований (РЦТИ) на стике  «министерство образования и науки на странице «Трансдисциплинарность для министерств и ведомств» и выскажите своё мнение.  Это для нас важно!

 

Спасибо.