УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 

 

Министерство образования и науки РФ

Название Университета: __________________________

 

Название Кафедры: ____________________________

 

 

 

 

 

по дисциплине: Методология трансдисциплинарности-4

(наименование дисциплины)

 

для специальности:  ________________________________

(код и наименование специальности, направления)

 

реализуемой на __________________________ФАКУЛЬТЕТЕ

 

 

© В.С. Мокий, 2012

© Русская школа трансдисциплинарности, 2012

© АНО «Институт трансдисциплинарных технологий», 2012

 

 

 

 

Рабочая программа

составлена в соответствии

с Государственным образовательным стандартом ВПО

по специальности высшей школы __________________.

номер государственной регистрации ________________________

 

 

Одобрено:

Председатель научно-методической

комиссии ____________ факультета

 

__________________________

«____» ____________ 2012 г.

 

Утверждаю:

Проректор по учебно-методической работе

 

______________________

«____» __________ 2012 г.

 

СОГЛАСОВАНО:

Декан ______________ факультета

__________________________

«____» ____________ 2012 г.

 

 

 

Вид учебной работы

очная

заочная

полная программа

ускоренные сроки

полная программа

ускоренные сроки

Аудиторные занятия, всего

34

-

18

-

в том числе:

- лекции

- лабораторные (практические)

- семинарские

 

 

 

 

18

-

10

-

 

 

 

 

16

-

8

-

Самостоятельная работа студентов

50

-

76

-

Зачеты, +/-

+

 

+

 

Экзамены, +/-

 

 

Контрольные работы, количество

 

 

Курсовая работа, +/-

 

 

 

Заведующий кафедрой ______________ ________________ (подпись с расшифровкой)

 

Автор:  ___________________ . (подпись с расшифровкой)

«____» ____________ 2012 г.

 

 

 

 

Раздел 1. Организационно-методическое сопровождение

Цель курса – реализовать рекомендации "Всемирной декларации о высшем образовании для 21 века: подходы и практические меры", ЮНЕСКО, Париж, октябрь 1998 г. [ст.5 п.(а), ст.6 п.(b)], касающиеся необходимости обучения студентов междисциплинарному и трансдисциплинарному подходам к решению сложных многофакторных проблем природы и общества.

Обучающая цель курса – ознакомить студентов с концепцией и методологией новых направлений системного подхода, формирующихся в рамках мировых школ трансдисциплинарности. Сформировать навыки по организации и проведению трансдисциплинарного исследования в рамках своей профессиональной деятельности. Обучить методикам трансдисциплинарного анализа риска решений, принимаемых в своей профессиональной деятельности, а также, при выработке комплексного решения с участием специалистов других профессий. Наработать опыт командной работы по проектированию и решению междисциплинарных, мультидисциплинарных проблем, а также сложных многофакторных проблем природы и общества.

Достижению поставленных целей будет способствовать план лекционных и семинарских занятий, рассчитанный на 84 академических часов (лекции – 34 ч., семинарские занятия 16 ч., самостоятельная работа – 34 ч.).

 

Раздел 2. Тематический план учебной дисциплины

 

п/п

Наименование раздела, подраздела, темы лекции

Бюджет учебного времени

Форма текущего и итогово

го контроля

Всего

в том числе

лекции

лабораторные и практические

семинарские занятия

самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

очная полная программа

  1.  

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

4

2

 

2

4

 

  1.  

ФИЛОСОФИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КАРТИНЫ МИРА

4

2

 

2

4

 

  1.  

ВИДЫ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ, МИРОВЫЕ ТД-ШКОЛЫ, ХАРТИИ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ

4

2

 

2

4

 

  1.  

КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ-4,

ТД-КАРТИНА МИРА,

ТД-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ

4

2

 

2

4

 
  1.  

 

ТД-МОДЕЛИ "ЕДИНИЦЫ ПОРЯДКА",

УНИФИКАЦИЯ ЗНАНИЙ МОНОДИСЦИПЛИН

4

2

 

2

2

 
  1.  

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТД-ИССЛЕДОВАНИЯ

4

2

 

2

4

 
  1.  

МЕТОДИКА ТД-АНАЛИЗА РИСКА РЕШЕНИЙ, ПРИНИМАЕМЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4

2

 

2

4

 
  1.  

ОТ НОУМЕНАЛЬНОГО МИРА ПЛАТОНА К РЕАЛЬНОМУ БУДУЩЕМУ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

4

2

 

2

4

 

Итого:

34

18

 

16

50

зачёт

 

заочная полная программа

1

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

-

-

 

-

16

 

2

ФИЛОСОФИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КАРТИНЫ МИРА

-

-

 

-

16

 

3

ВИДЫ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ, МИРОВЫЕ ТД-ШКОЛЫ, ХАРТИИ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ

2

2

 

-

8

 

4

КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ-4,

ТД-КАРТИНА МИРА,

ТД-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ

4

2

 

2

4

 

5

ТД-МОДЕЛИ "ЕДИНИЦЫ ПОРЯДКА"

УНИФИКАЦИЯ ЗНАНИЙ МОНОДИСЦИПЛИН

4

2

 

2

8

 

6

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТД-ИССЛЕДОВАНИЯ

4

2

 

2

8

 

7

МЕТОДИКА ТД-АНАЛИЗА РИСКА РЕШЕНИЙ, ПРИНИМАЕМЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4

2

 

2

8

 

8

ОТ НОУМЕНАЛЬНОГО МИРА ПЛАТОНА К РЕАЛЬНОМУ БУДУЩЕМУ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

-

-

 

-

8

 

Итого:

18

10

 

8

76

зачёт

 

Раздел 3. Содержание учебной дисциплины

 

Тема 1. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.

Глобальные проблемы человечества. Происхождение глобальных проблем.

Риски и технологии безопасного существования. Альтернативы будущего

 

Тема 2. ФИЛОСОФИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КАРТИНЫ МИРА.

Классификация и систематизация картин мира. Глобальный эволюционизм. Метафизика всеединства. Русский космизм. Коэволюционное развитие живой и неживой природы.

 

Тема 3. ВИДЫ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ, МИРОВЫЕ ТД-ШКОЛЫ, ХАРТИИ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ.

Классификация, характеристики и основные различия научных подходов. Классификация, характеристики и основные различия мировых школ трансдисциплинарности. Критика хартий трансдисциплинарности.

 

Тема 4. КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ-4, ТД-КАРТИНА МИРА, ТД-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ.

Трансдисциплинарная картина мира (трансдисциплинарная действительность). Классификация, характеристики и основные различия природных и социальных функциональных ансамблей. Сферы долженствования природных и функциональных ансамблей.

 

Тема 5. ТД-МОДЕЛИ "ЕДИНИЦЫ ПОРЯДКА", УНИФИКАЦИЯ ЗНАНИЙ МОНОДИСЦИПЛИН.

Классификация и характеристики пространственной, информационной и временной тд-модели "единицы порядка". Примеры унификации знаний монодисциплин.

 

Тема 6. МЕТОДИКА ТД-ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ  ОБЪЕКТОВ, ВХОДЯЩИХ В СФЕРУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Модели развития. Классификация периодов основного цикла развития объектов. Классификация инноваций. Порядок составления инновационных карт объектов.

 

Тема 7. МЕТОДИКА ТД-АНАЛИЗА РИСКА РЕШЕНИЙ, ПРИНИМАЕМЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Типы дисбаланса состояния объектов. Шкала информационного напряжения состояния объектов. Способ выявления "системообразующих проблем" и "проблем последствий" в общей совокупности проблем.  Прогнозирование изменений состояния объектов при осуществлении принятого решения.

 

Тема 8. ОТ НОУМЕНАЛЬНОГО МИРА ПЛАТОНА К РЕАЛЬНОМУ БУДУЩЕМУ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Основы нравственной ответственности человека за организацию собственного внутреннего мира и своей профессиональной деятельности перед человечеством и окружающим миром.

 

 

Раздел 4. Перечень основной и дополнительной литературы

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. В.С. Мокий. Методология трансдисциплинарности-4.

 (решения сложных многофакторных проблем природы и общества), 2011 г.

 [Электронный ресурс]: http://www.anoitt.ru/tdbiblioteka/tdmetodol.php

2. Р.Е. Ровинский. Развивающаяся Вселенная,  [Электронный ресурс]: http://remrovinsky.com/books/universe/universe2007.pdf

3. В.С. Мокий. Основы трансдисциплинарности. Нальчик: ГП "Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года", 2009. ISBN 978-5-9996-0011-0

4. В.С. Мокий. Трансдисциплинарная философия ноуменального мира, 2011 г.

[Электронный ресурс]: http://www.anoitt.ru/tdbiblioteka/tdnoumen.php

5. М.С. Мокий, В.С. Мокий, А.Л. Никифоров. История и философия исторической  науки. Философия и методология экономической науки. /учеб. пособие/. (Серия «Путь в науку»). М.: ГОУ ВПО «РЭА имени Г. В. Плеханова», 2010 г. ISBN 978-5-7307-0719-1

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Абдеев Р.Ф., Философия информационной цивилизации. М.: 1994.
  2. Ардашкин И.Б., Трансдисциплинарность проблемы как фактор современного познания //Вестник Томского государственного университета, № 307, 2007.
  3. Беляев М.И.,  Картины мира. [Электронный ресурс]:–http://www.milogiya.narod.ru/mirozdanie.htm
  4. Бушковская Е.А. Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях.
  5. [Электронный ресурс]:– http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/b/BUELA/research/science/Bushkovskaya1.doc
  6. Вернадский В.И., Научная мысль как планетарное явление. "Наука" М.: 1991.
  7. Вернадский В.И., Размышления натуралиста. М.: "Наука", 1977.
  8. Витгенштейн Л., Логико-философский трактат, 1.21. – Людвиг Витгенштейн. Философские работы. "ГНОЗИС", М.: 1994.
  9. Гайденко П.П., Проблема единого и многого и решение ее Платоном. [Электронный ресурс]: http://www.deir.org/libr/?go=book&id=248&p=2)
  10. Границы науки. М.: ИФ РАН, 2000.
  11. Декарт Р., Рассуждение о методе // Декарт Р. Избранные произведения: В 2 т. "Мысль" М.: 1989. Т. 1.
  12. Киященко Л.П., Моисеев В.И., Философия трансдисциплинарности. М.: Институт философии Российской Академии Наук, 2009.
  13. Киященко Л.П., Феномен трансдисциплинарности. /опыт философского анализа – Киященко Л. П., Тищенко П.Д., М.: Институт философии РАН, "НАУКА", 2006.
  14. Киященко Л. П. Опыт философии трансдисциплинарности: (казус «биоэтика»). Журнал "Вопросы философии". № 8, 2005.
  15. Князева Е.Н., Трансдисциплинарные когнитивные стратегии в науке будущего // Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном мире. М.: 2004.
  16.  Касевич В.Б., Природа междисциплинарного знания и когнитивные науки.
  17. Всероссийская научно-методическая конференция  "Междисциплинарность в науке и образовании". (Москва, 11-13 октября  2001 года). [Электронный ресурс]:–http://is2001.icape.ru/thesis/17.html
  18. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г., Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.
  19. Копосов Н.Е., Дисциплины и междисциплинарность в истории науки.
  20. Всероссийская научно-методическая конференция "Междисциплинарность в науке и образовании". (Москва, 11-13 октября 2001 года). [Электронный ресурс]:–http://is2001.icape.ru/thesis
  21. Крушанов А.А., Открытие трансдисциплинарности: научная революция, которую не заметили. Труды членов Российского философского общества, № 13. М.: 2007.
  22. Крушанов А.А., Современный образ мира: признаки скрытой виртуализации // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М.: 2004. [Электронный ресурс]: – http://is2001.icape.ru/thes_set
  23. Кун Т., Структура научных революций. "АСТ", М.: 2001.
  24. Лакатос И., Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. [Электронный ресурс]: – http://www.philosophy.ru/library/lakat/01/0.html
  25. Линде А.Д., Многоликая Вселенная, [Электронный ресурс]: http://elementy.ru/lib/430484).
  26. Лосев А.Ф., История античной философии в конспективном изложении. М.: "ЧеРо", 1998.
  27. Лоренц К., Восемь смертных грехов цивилизованного человечества.  М.: "Республика", 1998.
  28. Малинецкий Г., Потапов А., Джокеры, русла, или Поиски третьей парадигмы (Синергетическая парадигма - многообразие подходов и поисков). М.: "Прогресс-Традиция", 2000.
  29. Моисеев Н. Н., Универсум. Информация. Общество. М., 2001.
  30. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.: "Молодая гвардия", 1990.
  31. Мокий М. С., Пространственно-временные факторы в развитии экономических систем. М.: Московская Академия Экономики и Права, ИИК "Калита", 2001.
  32. Морен Э., Принципы познания сложного в науке ХХI века//Вызов познанию:Стратегии развития науки в современном мире. М.: 2004.
  33. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: "Прометей", 1989.
  34. Налимов В.В., В поисках утраченных смыслов. М.: Издательская группа "Прогресс", 1993.
  35. Никифоров А.Л., Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объёмное и систематическое изложение этого предмета профессором философии, М.: "ГНОЗИС", 1995.
  36. Никифоров А.Л., Природа философии: Основы философии. М.: Идея-Пресс,   2001.
  37. Николеску Б., Гурджиевская Философия Природы. [Электронный ресурс]: –http://aramenfi.narod.ru/docs/005.nikolesku.doc
  38. Новиков И.Д., Как взорвалась Вселенная. Библиотечка "Квант", М.: "Наука",главная редакция физико-математической литературы, 1988.
  39. Пономарёв Л.И., Под знаком кванта /издание второе, исправленное и дополненное/. Главная редакция физико-математической литературы. М.: "Наука", 1989.
  40. Поппер К.Р., Логика и рост научного знания. М.: "Прогресс", 1987.
  41. Поппер К.Р., Предположения и опровержения. М.: "АСТ",  2004.
  42. Поппер К.Р., Логика научного исследования. М.: "Республика", 2004.
  43. Плотин, Эннеады, перевод с греческого языка под редакцией профессора Г.В. Малеванского и др. (часть переводов с английского перевода Маккена). [Электронный ресурс]: http://www.philosophy.ru/library/plotin/01/0.html
  44. Потёмкин В.К.,  Симанов А.Л., Пространство в структуре мира. М.: "Наука и технический прогресс", 1989.
  45. Садовский В.Н., Основания общей теории систем. М.: "Наука", 1974.
  46. Тейяр де Шарден П., Феномен человека. М.: "Наука", 1987.
  47. Тузов Н.В., Философия теории Единой идеи. М.: "Мысль", 1994.
  48. Успенский П. Д., В поисках чудесного. М.: "ФАИР-ПРЕСС", 2008.
  49. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М.: "Республика", 1995.
  50. Хокинг С, Пенроуз Р., Природа пространства и времени. Удмуртский ун-т, 2000.
  51. Хомяков Д.М., Хомяков П.М., "Основы системного анализа" Механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: 1996.
  52. Фейерабенд П.К., Против методологического принуждения. Избранные труды  по методологии науки. М.: "Прогресс", 1986.
  53. Фомин А.С., Проблемы дисциплинарности и междисциплинарности в аспекте исторической динамики. Всероссийская научно-методическая конференция "Междисциплинарность в науке и образовании". (Москва, 11-13 октября 2001 года). [Электронный ресурс]:–http://is2001.icape.ru/thes_set.html
  54. Экологическая проблема и пути её решения. Философские вопросы гармонизации взаимодействия общества и природы. М.: 1987.
  55. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: "Канон+", РООИ "Реабилитация", 2009.

 

 

Раздел 5. Перечень средств обучения

 

Средствами обучения выступают словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы.

 

Раздел 6. Вопросы к курсу

1.   Мировоззрение и классификация картин мира.

2.   Коэволюционное развитие живой и неживой природы.

3.     Принципы научного познания и классификация научных знаний.

4.    Понятие сферы должествования для объектов и процессов.

5.     Понятие сложной многофакторной проблемы.

6.     Примеры сложных многофакторных проблем в природе и обществе.

7.     Классификация научных подходов.

8.     Причины появления трансдисциплинарного подхода.

9.     Виды трансдисциплинарности.

10. Отличия различных видов трансдисциплинарности.

11. Критика Хартий трансдисциплинарности.

12. Концепция трансдисциплинарности-4.

13. Трансдисциплинарная картина мира (трансдисциплинарная действительность).

14.  Виды функциональных ансамблей.

15.  Отличие классического понятия "система" от понятия "трансдисциплинарная система".

16.  Понятие биогеоценоза в трансдисциплинарности.

17.  Пространственная модель "единицы порядка".

18.  Примеры практического использования пространственной "единицы порядка".

19.  Временная (темпоральная) модель единицы порядка.

20.  Примеры практического использования временной (темпоральной) "единицы порядка".

21.  Информационная модель "единицы порядка".

22.  Примеры практического использования информационной "единицы порядка".

23.  Классификация инноваций.

24.  Порядок составления инновационных карт объектов.

25.  Признаки отличия системообразующих проблем от проблем последствий.

26.  Причины возникновения системообразующих проблем.

27.  Структура трансдисциплинарного исследования.

28.  Трансдисциплинарное исследование сложной многофакторной проблемы в рамках профессиональной деятельности.

29.  Трансдисциплинарное исследование сложных многофакторных проблем природы и общества.

30.  Трансдисциплинарный анализ риска решений, принимаемой в профессиональной деятельности.

31.  Примеры трансдисциплинарного анализа риска решений, принимаемых в смежных областях деятельности.

32.  Типы дисбаланса состояния объектов и процессов.

33.  Трансдисциплинарная шкала информационного напряжения.

34.  Примеры использования шкалы информационного напряжения для прогнозирования состояния объектов и процессов.

35.  Глобальные проблемы человечества.

36.  Риски и технологии безопасного существования. Альтернативы будущего.

37.  Основы нравственной ответственности человека за организацию собственного внутреннего мира и своей профессиональной деятельности перед человечеством и окружающим миром.

 

Раздел 7. Дополнения и изменения к рабочей программе на учебный год

 

Дополнения и изменения к рабочей программе на ______ учебный год по дисциплине ______________________________________________

 

В рабочую программу внесены следующие изменения:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Дополнения и изменения в рабочей программе обсуждены на заседании кафедры _______________________________________________________

«___» __________ 20__ г . (протокол № __).

 

 

Заведующий кафедрой ________________