КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ TD-4 КОНЦЕПЦИИ

 

     

     

    Мир – Един, в том смысле, что он единственный и состоит из элементов – фрагментов (элемент - лат. elementum – первоначальное вещество; фрагмент – условно выделенная область кого-  или чего-либо). Для того, что бы Мир оставался единым, в нём должен присутствовать определённый порядок, обусловливающий это единство. Поэтому в трансдисциплинарной действительности Мир представлен Единой упорядоченной средой (One Orderly Medium).  Такое понимание Мира позволило выдвинуть первый базовый принцип трансдисциплинарной методологии – Единая упорядоченная среда (ЕУС) обладает потенцией (от лат, potentіа – сила) – скрытой силой, присутствующей в ней естественным образом или заложенной в неё человеком (для искусственных упорядоченных сред). Следует отметить, что утверждение "обладает потенцией" в данном случае имеет отношение к внутреннему устройству ЕУС, благодаря которому она способна проявлять общее состояние потенции (или просто – своё состояние), различающееся напряжённостью и целеустремлённостью.

    Распознаванию ЕУС способствуют её объективные атрибуты – форма и содержание. Форма ЕУС является способом существования её многогранного (всеобщего) содержания и, следовательно, она также должна быть многогранной (всеохватывающей). Упорядоченность формы обусловливает упорядоченность содержания. Благодаря упорядоченности формы и содержания, ЕУС обретает естественные физические и/или логические границы.

    Использование термина "потенция ЕУС" позволило расширить научное мировоззрение до блока необходимых и достаточных базовых понятий. В этом блоке, хорошо известные в науке понятия, предстали как грани трансдисциплинарной формы и грани трансдисциплинарного содержания ЕУС. Роль трансдисциплинарных граней формы играют следующие понятия:

    Пространство  – это форма существования потенции ЕУС;

    Информация – это форма проявления потенции ЕУС;

    Время – это форма преобразования потенции ЕУС;

    Система – это форма организации пространства, времени, информации и их взаимодействия (универсальный порядок, обусловливающий единство ЕУС).

    В свою очередь, основные грани трансдисциплинарного содержания представлены следующими базовыми понятиями:

    Функция – это способность потенции ЕУС воплощаться в строго определённые явления, объекты и процессы;

    Энергия – это способность потенции ЕУС совершать конкретную работу в строго определённых явлениях, объектах и процессах;

    Развитие – это способность потенции ЕУС направленно преобразоваться в определённых явлениях, объектах и процессах;

    Цель – это способность ЕУС сохранять единство в процессе преобразования потенции, который регулируется необходимостью и предназначением этой ЕУС.

     Категории, являющиеся "формой" (форма - от  лат. forme,. фигура, наружный вид, образ), имеют все основания быть воплощёнными в модели пространственной, временной (темпоральной) и информационной "единицы порядка". Эти модели являются основными инструментами трансдисциплинарной методологии. Каждая из них может применяться в познании любого объекта на любом уровне действительности. Говоря иными словами, посредством этих моделей могут быть полностью раскрыты грани его трансдисциплинарного содержания. Использование в рамках трансдисциплинарной методологии моделей "единицы порядка", позволило отказаться от привычных понятий "надсистема" и "подсистема", так как они вынуждают исследователя искать "порядок в порядке" или предполагают существование "подпорядка" или "надпорядка", то есть разных порядков. Впрочем, это не запрещено делать в методологии холизма.

         Так как трансдисциплинарный порядок един, единственный, всеобщ, то у исследователя появляется возможность искать его проявление в любом объекте, заранее предполагая его наличие и организующее влияние на сам  объект, так и на его внутренние и внешние отношения и связи. При этом сам этот объект и его связи могут исследоваться с помощью трансдисциплинарных моделей пространственной, временной (темпоральной) и информационной "единицы порядка". Использование таких моделей в процессе научного исследования позволяет не только корректно выделять границы объекта, устраняя парадокс системных исследований, но и обоснованно формировать для него "сферу долженствования", усиливая, тем самым, "нормативную составляющую" науки.

    Именно к нормативной составляющей науки следует отнести второй базовый принцип трансдисциплинарной методологии – каждый естественный фрагмент Единого мира должен иметь принципы внутреннего устройства, внешних и внутренних взаимодействий, тождественные порядку, обусловливающему единство упорядоченной среды. Проще говоря, каждый из её естественных фрагментов на своем уровне должен рассматриваться, прежде всего, как та же самая упорядоченная среда. Следовательно, третьим базовым принципом трансдисциплинарной методологии является утверждение – этичной может считаться вся та деятельность, которая поддерживает единство объекта и среды, которая его окружает. В таком трансдисциплинарном контексте все явления, объекты и процессы Единого мира, как и он сам, складываются в функциональные ансамбли, которые имеют вертикальные и горизонтальные продолжения.

    С позиции трансдисциплинарности функциональные ансамбли бывают трёх видов. К первому виду относится природный функциональный ансамбль (ПФА). Его представителями являются все естественные природные объекты — атомы и галактики; экосистемы и природные ландшафты; растения, животные и люди. Искусственный функциональный ансамбль (ИФА) представляют объекты, созданные человеком, — от МКС (международной космической станции) до АЭС, от компьютера до гвоздя. И, наконец, смешанный функциональный ансамбль (СФА) представляют "объекты цивилизации" — от квартиры до города, от территориально-промышленного комплекса до государства.

    Природные функциональные ансамбли (ПФА) и, в большей части, смешанные функциональные ансамбли (СФА) являются, с точки зрения современной науки, "открытыми системами". Развитие этих систем во многом зависит от многофакторного влияния внешней среды и собственного состояния, сложившегося на момент принятия решения. А так как методами монодисциплинарного и междисциплинарного системных подходов учесть влияние всех принципиально возможных факторов не удаётся, то проблемы, с участием ПФА и СФА, представляются в науке наиболее сложными и зачастую неразрешимыми. Несмотря на наличие методологической возможности решения подобных проблем с помощью трансдисциплинарного подхода, всё же потребовалось введение дополнительных понятий, способных придать этой возможности необходимую убедительность. Достичь этой убедительности позволили такие понятия, как истина (Truth) и правда (Reality). В трансдисциплинарности эти понятия имеют сугубо прагматичное значение.

    Трансдисциплинарной лингвистической формулой "истины" служит формулировка "истина – это всё то, как должно быть в действительности". А "всё должно быть" так, чтобы функциональный ансамбль в процессе своего существования: с одной стороны, сохранял единство и полностью раскрывал многогранное содержание, обусловленное необходимостью и предназначением этого ансамбля, а с другой стороны, позволял (способствовал) сохранять единство и полностью раскрывать многогранное содержание другим функциональным ансамблям. Такое состояние функциональных ансамблей и среды, в которой они существуют, называется истинным.

    Лингвистической формулой "правды" является формулировка: "правда – это всё то, как есть в действительности". В действительности функциональный ансамбль может иметь истинное состояние. В этом случае говорят об "истинной правде" (одно из широко распространённых в русском языке выражений). Однако в реальной действительности или просто, реальности, под действием различных обстоятельств функциональный ансамбль не может полностью сохранять единство или не до конца раскрывать своё многогранное содержание. Это проявляется, прежде всего, в изменении его основных свойств и в не полностью реализованных способностях. Такое состояние функциональных ансамблей и среды, в которой они находятся, называется реальным. Следовательно, чтобы получить доступ к истинному многогранному содержанию упорядоченных сред и различных функциональных ансамблей, необходимо воспользоваться трансдисциплинарными моделями единицы порядка, о которых говорилось выше.

     

    Резюмируем сказанное:

    Трансдисциплинарность, это способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления вне рамок какой-либо одной научной дисциплины. Но, рассмотрение "вне рамок" дисциплин не означает "выход за границы" конкретных дисциплин. Методологически выход за границы дисциплин обслуживают междисциплинарные и мультидисциплинарные подходы. Чтобы воспользоваться трансдисциплинарностью для расширения научного мировоззрения, специалисту достаточно представить мир в образе его трансдисциплинарной картины, а также, воспользоваться методологическим аппаратом (трансдисциплинарным подходом), позволяющий исследовать дисциплинарный объект, как фрагмент этой картины.

    Единство мира предполагает наличие, так называемой "сферы долженствования" для каждого явления, объекта и процесса на любом уровне трансдисциплинарной действительности. Сфера долженствования предполагает, что каждое явление, объект и процесс на любом уровне действительности изначально обладает содержанием, смыслами и целями, которые являются производными от содержания, смысла и цели мира, как Единой упорядоченной среды (Единого функционального ансамбля). Это значит, что реальный порядок строения, существования и взаимодействия явлений, объектов и процессов не имеет альтернатив. Он такой, каков должен быть, чтобы мир представлял собой Единую упорядоченную среду. Именно на этом основании мир может быть не только познан, но он может быть познан с любого уровня реальности. Наблюдаемое разнообразие явлений, объектов и процессов и их взаимодействий, которое объясняется обычно хаотичностью, эволюцией, свободой выбора, есть удачная или менее удачная, осознаваемая или не осознаваемая ими, реализация трансдисциплинарных смыслов и целей, синхронизация с ними. Трансдисциплинарность, посредством специальной методологии, позволяет выявить эти смыслы и эти цели, а также, соотнести с ними, имеющиеся монодисциплинарные знания. Это, вкратце, и есть философия трансдисциплинарности, вытекающая из её определения.

     

    ==============================