ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО РАБОТЕ "РУБЕЖ 2016"

 

     

    ПРОЕКТ СИСТЕМЫ ПОСТУЛАТОВ, ПОЛОЖЕННЫХ В ОСНОВУ

    НОВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА

    под редакцией Мокия В.С.

     

     

    Аннотация

    Человек состоит приблизительно из 7х1027 атомов, сгруппированных в молекулы. Из этого числа атомов составлено около 1013 клеток человеческого тела. Существование атомов; их объединение в молекулы, в клетки, и далее, в органы и системы тела человека – обусловливается и контролируется физическими и химическими законами. Чтобы изучить действие этих природных законов, необходимо воспользоваться соответствующей научной (дисциплинарной) методологией.

    Согласованное действие различных природных законов свидетельствует о существовании универсального порядка, обусловливающего единство человека. Для исследования человека в его внутреннем единстве, необходимо использовать соответствующую научную (трансдисциплинарную) методологию. С позиции  трансдисциплинарности, тело человека может быть единым, только если оно является естественным фрагментом единой природной среды. Порядок, обусловливающий единство среды, обусловливает и единство человека. Универсальность этого порядка позволила применить для его обозначения универсальную трансдисциплинарную модель "единицы порядка".

    Являясь естественным фрагментом природной среды, человек обладает предрасположенностью организовывать взаимодействие с природой и взаимодействия в обществе в соответствии с универсальным порядком, обусловливающим его собственное единство. Развитие человека в составе природной среды требует установления его ответственности перед этим порядком. В ходе развития, человеческое общество накапливало результаты осознания этой ответственности  и закрепляло их в форме научных концепций, законов и знаний о природе и человеке, а также в формах различного государственного устройства.

    Сценарий дальнейшего развития человека, выполненный на основе трансдисциплинарной модели единицы порядка,  указывает на то, что с 2016 года,  процесс развития человеческого общества обретает предрасположенность к переходу от эпохи "чувства нравственной ответственности" в эпоху "права нравственной ответственности". Этот переход означает начало этапа, в котором порядок развития будет сознательно приводиться обществом в соответствие с порядком, обусловливающим единство человека, общества и природы. Процесс перехода требует ревизии результатов научных концепций и знаний о природе и обществе, а также, форм различного государственного устройства. Проведение такой ревизии возможно с позиции аксиоматической базы, касающейся всей цепи утверждений – от образа окружающей природной среды, до устройства нового социально-экономического порядка в обществе, реализующего принцип "права нравственной ответственности".

     

    Используемые термины:

    Постулат [лат. postulatum требуемое] – тоже, что аксиома.

    Аксиома [гр. axioma] – отправное, исходное положение теории, лежащее в основе доказательств других положений этой теории, в пределах которой оно принимается без доказательства.

     

    Первая группа постулатов (атрибуты ЕУС)

    Окружающий мир является Единой упорядоченной средой (ЕУС) (One Orderly Medium).

    Единая упорядоченная среда обладает потенцией (скрытой побудительной силой), которая существует, проявляется и преобразовываетсяв соответствии с универсальным порядком, обусловливающим единство ЕУС.

    Потенция имеет отношение к внутреннему устройству ЕУС. Внутреннее устройство позволяет потенции ЕУС различаться напряжённостью (принципиальной готовностью к созиданию) и целеустремлённостью (наличием ясной цели созидания и способностью достижения этой цели).

    Внутреннее устройство ЕУС представлено основными атрибутами (необходимыми и постоянными элементами устройства). Основными атрибутами внутреннего устройства ЕУС являются грани формы (как способ определения физических и/или логических границ потенции ЕУС) и основные грани содержания (как способ определения напряжённости и целеустремлённости потенции в границах формы ЕУС).

    Основными гранями формы ЕУС, позволяющими потенции существовать, проявляться и преобразовываться, являются:

    а) Пространство – форма существования потенции ЕУС;

    b) Информация – форма проявления потенции ЕУС;

    c) Время – форма преобразования потенции ЕУС;

    d) Система – форма организации пространства, времени, информации ЕУС и их взаимодействия в пределах ЕУС.

    Система, ассоциирована с универсальным порядком, лежащим в основе граней формы ЕУС. Поэтому "пространство", "время", "информация" и их взаимодействия  способны представляться в образе универсальной трансдисциплинарной модели "единицы порядка".

    Основным граням содержания ЕУС, позволяющими потенции ЕУС реализоваться в предметный мир,  являются:

    а) Функция – способность потенции ЕУС воплощаться в определённые явления, объекты и процессы;

    b) Энергия – способность потенции ЕУС совершать конкретную работу в определённых явлениях, объектах и процессах;

    c) Развитие – способность потенции ЕУС направленно преобразоваться в определённых явлениях, объектах и процессах;

    d) Цель – способность потенции ЕУС полностью раскрывать многогранное содержание в определённых явлениях, объектах и процессах, сохраняя единство ЕУС.

    Основные грани содержания ЕУС неотделимы от основных граней формы ЕУС. Поэтому "функция", "энергия", "развитие" и "цель" ЕУС, также представляются универсальной трансдисциплинарной моделью "единицы порядка".

    Таким образом, универсальная трансдисциплинарная модель единицы порядка (трансдисциплинарная методология) может служить одним из инструментов восприятия, понимания, познания и описания окружающего мира, прежде всего, в тех случаях, когда требуется исследовать мир  в его единстве или не нарушать единство мира при его исследовании.

     

    Вторая группа постулатов (атрибуты естественного фрагмента ЕУС)

    Единая упорядоченная среда (One Orderly Medium) в отличие от Целой упорядоченной среды (Whole Orderly Medium) – единственная. Это означает, что любые возможные упорядоченные среды, миры, явления, объекты и процессы могут быть только естественными фрагментами ЕУС.

    Единственность ЕУС трансформируется в уникальность каждого её естественного фрагмента.

    Быть естественным фрагментом ЕУС – означает иметь ряд атрибутов, свидетельствующих о его органической принадлежности к ЕУС. Органическая принадлежность указывает на то, что естественный фрагмент является той же самой ЕУС. Следовательно, первым атрибутом естественного фрагмента является наличие у него основных граней формы и граней содержания ЕУС, которые можно зафиксировать трансдисциплинарной единицей порядка.

    Вторым атрибутом естественного фрагмента является наличие у него механизмов непрерывного "отражение собой" и "отображение в себе" Единой упорядоченной среды. Так как естественный фрагмент ЕУС – это та же самая ЕУС, то конструкция и порядок работы этих механизмов подобен для любого уникального естественного фрагмента ЕУС. Это обстоятельство создаёт равные условия для каждого естественного фрагмента на любом уровне ЕУС, для формирования результатов отражения и отображения ЕУС в рамках единой логики, основу которой составляет универсальная трансдисциплинарная модель единицы порядка.

     

    Третья группа постулатов (атрибуты человека, как естественного фрагмента ЕУС)

    Человек является естественным фрагментом ЕУС. Как естественный фрагмент ЕУС он обладает основными гранями формы и гранями содержания ЕУС. Единство ЕУС требует, чтобы суть граней формы и граней содержания человека была предопределённой. Такая предопределённость не позволяет человеку выключиться из процесса "отражения собой" и "отображения в себе" ЕУС.

    Обладание основными гранями формы ЕУС, позволяет человеку быть, то есть, пребывать в человеческом обличии. Обладание основными гранями содержания ЕУС позволяет человеку жить, то есть, развиваться с определённой интенсивностью, в определённых процессах,  с определёнными целями, осуществляя определённые функции.

    Уникальность человека, как естественного фрагмента ЕУС, обусловливает наличие в его организме собственного предметного мира. Основу этого мира составляют собственные химические элементы и из взаимодействия. Уникальность человека трансформирует предопределённость граней формы и граней содержания человека в предрасположенность к их индивидуальной реализации. Следовательно, "предопределённость" позволяет человеку существовать (быть и жить), а "предрасположенность" позволяет человеку адаптировать свою жизнь к изменчивым условиям существования.

    Грани формы и грани содержания человека составляют основу механизмов "отражения собой" и "отображения в себе" Единой упорядоченной среды.

    Механизм "отражения собой" ЕУС – это процесс пропуска (прохождения) через человека – материи ЕУС в её исходных видах (вещество и излучение). Под воздействием напряженности и целеустремлённости человека, материя ЕУС преобразует своё состояние.  Последовательность преобразования состояния материи ЕУС в человеке, происходит в рамках логики, основу которой составляет универсальная трансдисциплинарная модель единицы порядка.

    Механизм "отображения в себе" ЕУС является процессом формирования  образа ЕУС в границах человека, как естественного фрагмента ЕУС. В таком механизме, грани формы и грани содержания человека играют роль камертона. Это камертон начинает "звучать" или, точнее, "уникально озвучивать" потенцию ЕУС (колеблющуюся среду). Такое "озвучивание", оформляется результатами процессов восприятия, понимания, познания и описания ЕУС. Следовательно, сами процессы восприятия, понимания, познания и описания ЕУС – это явления предопределённые, то есть объективные. Но, их результаты, оформленные под воздействием напряженности и целеустремлённости конкретного человека, есть явления субъективные. Чтобы субъективные результаты не вошли в противоречие с единством ЕУС, в своей индивидуальной интерпретации они должны соответствовать истинной сути ЕУС. Истина –  это то, как должно быть в действительности. А всё в действительности должно быть так, чтобы в процессе преобразования своей потенции, ЕУС полностью раскрыла своё содержание, и сохранило своё единство. Поэтому,  выражение "должно быть", относится не к будущему времени, а к сути существования ЕУС в прошлом настоящем и будущем времени. В таком качестве у истины нет антиподов – она единая и единственная. Следовательно, истинным может считаться любой субъективный результат процессов восприятия, понимания, познания и описания ЕУС, сделанный любым человеком, если он укладывается в рамки логики, основой которой, служит универсальная трансдисциплинарная модель единицы порядка.

     

    Четвёртая группа постулатов (человекоразмерные функциональные ансамбли)

    Естественный фрагмент ЕУС не существует сам по себе. Он существует только в совокупности с другими естественными фрагментами в составе ЕУС. Совокупность естественных фрагментов ЕУС, в которой чётко различимы результаты их механизмов отражения и отображения ЕУС, называется "функциональный ансамбль".

    Функциональные ансамбли, в которых чётко различимы результаты человеческих механизмов отражения и отображения ЕУС, называются "человекоразмерными функциональными ансамблями". Максимальным функциональным ансамблем, в котором чётко различимы результаты человеческих механизмов "отражения и отображения ЕУС", является планетарный функциональный ансамбль.

    Основные человекоразмерные функциональные ансамбли в рамках планетарного функционального ансамбля могут быть смешанными и социальными. Участниками смешанного функционального ансамбля являются объекты  планетарной материи, в направлении от химических элементов, электрических и силовых полей до человека. Участниками социального функционального ансамбля являются люди, в направлении от человека до человеческого общества.

    Так как участники функциональных ансамблей являются естественными фрагментами ЕУС, то они вынуждено переносят на организацию этих ансамблей порядок, обусловливающий единство ЕУС. В результате, смешанные и социальные функциональные ансамбли обретают свойства уникального естественного фрагмента ЕУС, а вместе с ними, грани формы и грани содержания ЕУС. С этого момента каждый функциональный ансамбль, в рамках планетарного функционального ансамбля, реализует себя в своём условном или реальном пространстве и времени, а также, имеет предопределённые функции, развитие и цели.

    Человек (человеческое общество) является лишь одним из участников планетарного функционального ансамбля. Следовательно, чтобы сохранить единство ЕУС, социальный функциональный ансамбль, а также, функциональные ансамбли других объектов планетарной материи должны быть и должны обладать подобной организацией. Поэтому каждый функциональный ансамбль, входящий в состав смешанного функционального ансамбля,  в своё время замыкал собой, формирующийся планетарный функциональный ансамбль и развивался в направлении общей цели.

    Наряду с гранями формы и гранями содержания, каждый функциональный ансамбль приобретает механизмы отражения и отображения ЕУС. Отражение и отображение ЕУС в рамках смешанного функционального ансамбля позволяет всём естественным фрагментам планетарной материи воспринимать, познавать, понимать и описывать ЕУС, доступными им, способами. Как именно естественные фрагменты планетарной материи воспринимают, понимают, познают и описывают ЕУС, доступными им, способами, человеку может быть не известно. Но, ему должно быть известно, что "субъективные" результаты этих "объективных" процессов, позволяют ему завершить общий, для смешанного функционального ансамбля, процесс формирования  образа ЕУС. Только люди, завершающие собой планетарный функциональный ансамбль, обладают наиболее развитым интеллектом и языком, возможности которого, позволяют им воспринять, познать, понять и описать мир так, чтобы в итоге сформировался полный и подробный образ ЕУС. Эти возможности предопределяют необходимость и предназначение человека (людей) на планете.

    Пятая группа постулатов (потребности и блага)

    Необходимость (неизбежность) и предназначение (роль) человека в рамках смешанного и социального функциональных ансамблей обусловливает наличие у человека потребностей (того, что требует удовлетворения). В силу неизбежности появления человека и его роли в рамках смешанного и социального функциональных ансамблей, потребности человека и их номенклатура (перечень названий) естественным образом предопределены.

    Чтобы потребности человека сохраняли единство ЕУС, номенклатура потребностей, разнесённая по их основным видам, должна соответствовать универсальной трансдисциплинарной модели единицы порядка.

    Характер предопределённых потребностей задаётся индивидуальными особенностями механизмов "отражения" и "отображения" ЕУС. Наличие этих механизмов обусловливает в человеке тягу (настойчивое неосознанное и осознанное желание) к удовлетворению таких потребностей. Тяга способствует: возникновению и течению физиологических процессов в организме человека; а также, возникновению и осуществлению целенаправленной деятельности человека, направленной на создание материальных и духовных продуктов труда, необходимых для жизни людей.

    Уникальный характер потребностей человека перераспределяет баланс его деятельности в сторону материальных или духовных продуктов труда, необходимых для жизни людей.

    Существование людей в рамках смешанного и социального функциональных ансамблей предопределяет сочетание уникальных потребностей каждого человека. Нечто подобное происходит с участниками других функциональных ансамблей объектов планетарной материи.

    Результаты удовлетворения предопределённых потребностей одних функциональных ансамблей объектов планетарной материи, есть блага для удовлетворения предопределённых потребностей других функциональных ансамблей.

    Уникальные потребности и блага, играющие роль материальных и/или духовных продуктов труда, необходимых для жизни людей, обретают ценность. Ценность является "маркером значимости" потребностей и благ, сохраняющих единство функционального ансамбля.

     

    Шестая группа постулатов (мировоззрение)

    В состав предопределенных потребностей входят потребности восприятия, познания, понимания и описания ЕУС. Поэтому, точка зрения на мир и своё место в нём (мировоззрение) формируется человеком на основе результатов удовлетворения его предопределённых потребностей.

    Уникальность человека, делает уникальным и его индивидуальное мировоззрение.

    Главной особенностью индивидуального мировоззрения является то, что оно формируется самим человеком, под  воздействием индивидуальной "системы ценностей" – того, что, по мнению человека, является значимым для его жизни.

    Уникальность индивидуального мировоззрения не освобождает его от соответствия требованиям системы ценностей смешанного и социального функциональных ансамблей. А это значит, что каждый человек, наряду с уникальным индивидуальным мировоззрением, имеет естественную  предрасположенность к тому, чтобы осознать и сформулировать в себе систему истинных ценностей. Эта система ценностей содержит в себе  то, что является значимым для жизни человека в составе смешанного и социального функциональных ансамблей. В этом, людям, как естественным фрагментам ЕУС, помогает способность единого  восприятия ЕУС. Под единым восприятием понимают способность всех людей использовать общепринятый и однозначный порядок (трансдисциплинарная модель единицы порядка) обнаружения объекта. Этот порядок позволяет каждому человеку различать в объекте одни и те же отдельные признаки; выделять в нём одно и то же содержание и формировать его единый образ. Способность к формированию единого образа ЕУС служит обществу основой для объединения  множества её индивидуальных личностных интерпретаций.

    Наличие у социального функционального ансамбля (человеческого общества) подобия механизмов "отражения" и "отображения" ЕУС позволяет ему не только пропускать сквозь себя (принимать к сведению) индивидуальные системы ценностей (индивидуальные мировоззрения), но и  формировать из них общечеловеческое мировоззрение, основанное на системе ценностей, соответствующих текущему уровню общечеловеческой культуры.

    Вплоть до настоящего времени, развитие социального функционального ансамбля было связано с накоплением различных индивидуальных систем ценностей, которые, по мнению большинства членов общества, наиболее соответствовали требованиям, значимым для жизни людей. Обобщённым результатом этого процесса является существующая мировоззренческая позиция: "Я есть!". Тотальное отделение мировоззрения человека от окружающей среды позволило обществу манипулировать содержанием его индивидуальной системы ценностей, приближая его к существующему уровню культуры, но отдаляя от истинной системы ценностей.

    Уровень культуры не может повышаться вечно. Культура социального функционального ансамбля (человеческого общества) достигнет наивысшего уровня, когда система ценностей общечеловеческого мировоззрения будет формироваться с позиции системы ценностей индивидуального мировоззрения, с которой каждый человек осознает себя естественным фрагментом ЕУС. Эта позиция звучит: "Я есть в составе функционального ансамбля ЕУС". По достижению этого уровня культуры, развитие социального ансамбля перейдёт сознательному формированию общечеловеческого мировоззрения, основанного на истинной системе ценностей. В задачу социального функционального ансамбля, в данном случае, будет входить поиск и осуществление способов уточнения, накопления, сохранения и передачи последующим поколениям основы общечеловеческого мировоззрения и истинной системы ценностей.

    Седьмая группа постулатов (право и этика)

    Удовлетворение предопределённых потребностей обусловливает появление и осуществление многообразных форм и видов материальной и духовной деятельности человека.

    Характер форм и видов материальной и духовной деятельности человека определяется: с одной стороны, индивидуальными особенностями человека, включая его индивидуальную систему ценностей; с другой стороны, потребностями смешанного (природного) и социального (общественного) функциональных ансамблей.

    Осуществление материальной и духовной деятельности требует от конкретного человека определённого образа жизни и действий.

    Правила, определяющие суть образа жизни и действий человека называются нравственностью или моралью.

    Индивидуальные нормы нравственности ограничивают в человеке индивидуальную систему ценностей.

    Взаимодействие индивидуальной "системы ценностей" (того, что, по мнению человека, является значимым и нравственным для его жизни), и системы истинных ценностей (того, что является значимым и нравственным для его существования в составе смешанного и социального функциональных ансамблей), оформляется в человеке чувством нравственной ответственности за характер и виды материальной и духовной деятельности и результаты такой деятельности (совестью).

    Слияние содержания индивидуальных систем ценностей и истинной системы ценностей в истинную общечеловеческую систему ценностей заменяет "чувство нравственной ответственности" на "право нравственной ответственности" за характер и виды материальной и духовной деятельности и результаты такой деятельности. Совесть  конкретного человека становится Законом общества.

    В рамках "права нравственной ответственности", свобода перестаёт играть роль компромисса между интересами и волей человека с одной стороны и целями и задачами окружающего мира с другой. Свобода преобразуется в осознанное и добровольное стремление человека к организации личной и общественной жизни в соответствии с требованиями текущего этапа развития планетарной материи. В противном случае свобода человека будет постоянно ущемляться либо самой планетарной материей, либо здравомыслящей частью общества.

     

    Восьмая группа постулатов (мировой социально-экономический порядок)

    Осуществляя различные формы и виды материальной и духовной деятельности, человек вступает в отношения (в связи) между людьми (в обществе), и между естественными фрагментами смешанного функционального ансамбля (в природе).

    Виды материальной и духовной деятельности, а также их характер и результаты, которые создают и/или поддерживают условия для сохранения единства смешанного и социального функционального ансамблей, а также для развития всех его участников, называются истинно нравственными.

    Порядок отношений (связей) между людьми в обществе, и между участниками (естественными фрагментами) смешанного функционального ансамбля будет считаться истинно нравственным, если он подобен порядку, обуславливающему единство ЕУС.

    Право нравственной ответственности за характер и виды материальной и духовной деятельности и результаты такой деятельности, является основной идеей  социального функционального ансамбля (человеческого общества). В рамках этой идеи, характер частной собственности человека и её размеры будут считаться истинно нравственными, если они служат условиям, необходимым для развития конкретного человека, но не препятствуют развитию других людей.

    Все функциональные ансамбли, входящие в состав смешанного функционального ансамбля, являются естественными фрагментами планетарного функционального ансамбля. Поэтому идея "права нравственной ответственности" является естественной идеей планетарного функционального ансамбля. Это обстоятельство позволяет включить  другие  функциональные ансамбли планетарного функционального ансамбля, наряду с людьми, в состав "субъектов права нравственной ответственности". Воспринимая фрагменты планетарного функционального ансамбля, как "субъекты права нравственной ответственности", человек (общество) вправе ожидать от природы поддержание условий собственного устойчивого развития. Чтобы эти ожидания оправдались, декларация правовых отношений людей и природы должна быть дополнена специальными технологиями технико-технологического совместного решения сложных многофакторных проблем природы и общества.

    Являясь естественной идеей планетарного функционального ансамбля, идея "права нравственной ответственности" должна служить основой социального функционального ансамбля и, соответственно, мирового социально-экономического порядка.

    Общество (человечество), находящееся в состоянии принципиальной готовности к восприятию идеи "права нравственной ответственности", способно использовать трансдисциплинарную модель единицы порядка для того, чтобы определить текущий этап развития социального функционального ансамбля, а также, степень зрелости и готовность своих членов воспринять эту идею.

    Общество (человечество), как социальный функциональный ансамбль, состоит из государств. Каждое государство, как и каждый человек, уникально. Как естественный фрагмент социального функционального ансамбля человечества обладает атрибутами ЕУС – гранями формы и гранями содержания, а также, механизмами "отражения" и "отображения" ЕУС. Следовательно, идея "права нравственной ответственности" имеет все основания  воплотиться в уникальную идеологию государства. Государства, имеющие сходное воплощение этой идеологии, распределяются по группам в конструкции социального функционального ансамбля человеческого общества.

    Что собой должны представлять государства, объединённые в одной группе?; Какова должна быть их экономика?; Какими должны быть внутренняя политика и социальные отношения?; Какими должны быть международные отношения?; Какими должны быть способы решения проблем государственных и межгосударственных отношений?; Кто и в какой период должен быть "разработчиком и вершителем" нового мирового социально-экономического порядка? – это сложные многофакторные проблемы, "вызовы времени", на которые, придётся осознанно отвечать человечеству на основе трансдисциплинарной концепции идеи "права нравственной ответственности".

    В рамках этой концепции становиться очевидным, что мировой социально-экономический порядок должен быть не однополярным и не многополярным. Сценарий нового мирового социально-экономического порядка, идеи, принципы, смыслы, которого следует разработать в обществе к 2016 году, должен быть трансмиссионным [трансмиссияот лат. пересылка, передача]. В рамках трансмиссионного порядка, естественная для всего человечества идея "права нравственной ответственности", должна быть трансформирована для её постепенного и последовательного понимания и принятия государствами, входящими в  разные группы социального функционального ансамбля.

    Чтобы идея нравственной ответственности не превратилась в очередную социальную утопию, её концептуальное обоснование необходимо дополнить соответствующей, реальной технико-технологической поддержкой. "Право нравственной ответственности" осуществляемое в рамках смешанного функционального ансамбля, предполагает получение технико-технологического решения:

    - методов оперативного распознавания  обществом и устранения любого дисгармоничного процесса в Природе и обществе;

    - проблем мониторинга, оценки и восстановления состояния природной среды;

    - проблем утилизации отходов человеческой деятельности в направлении их дальнейшего использования участниками смешанного и социального функционального ансамбля;

    - создания альтернативных источников энергии, способных в достаточном объёме обеспечить ею, потребности всех членов общества;

    - создания средств связи, компьютерной техники и программного обеспечения, способного разрабатывать сценарии решения сложных многофакторных социально-экономических и природных проблем;

    - создания способов восстановления состояния психофизиологических процессов в организме человека;

    - создания конструкции гармоничного образования и воспитания  человека;

    - разработку технологий несилового внедрения нового мирового социально-экономического порядка.

    Важно отметить, что концептуальное обоснование и технико-технологическая поддержка нового мирового социально-экономического порядка должна осуществляться в рамках трансдисциплинарной модели единицы порядка. В этом случае, у общества появляется возможность использовать методологию, основанную на единой логике постановки проблемы и её решения.

     

    ==============================