ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО РАБОТЕ "РУБЕЖ 2016"

 

     

    ПРОЕКТ "ИСТИННЫЙ СТАНДАРТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)"

    под редакцией Мокия В.С.

     

    Используемые термины:

    Единая упорядоченная планетарная среда (Единый планетарный функциональный ансамбль) – упорядоченная совокупность естественных элементов живой и неживой природы планеты;

    Человек – это естественный фрагмент Единой упорядоченной планетарной среды;

    Человечество – это  совокупность естественных фрагментов Единой упорядоченной планетарной среды;

    Человеческое общество – это упорядоченная совокупность естественных фрагментов Единой упорядоченной планетарной среды (дословно: упорядоченное человечество).

     

    Следовательно, понятия "человечество" и "человеческое общество" не являются синонимами. Человечество может считаться человеческим обществом при условии, если оно будет представлять собой упорядоченную социальную среду. При этом, человеческое общество может считаться истинным, если оно  будет устроено по принципу Единой упорядоченной среды.

    Являясь фрагментом упорядоченной социальной среды, человек теряет смысл жизни при своём принципиально независимом существовании. "Зависимое существование" или принадлежность человека к человеческому обществу обусловлено  пространственным, временным и информационным аспектами трансдисциплинарной единицы порядка. Иными словами, чтобы быть членом общества, человек должен иметь:

    - глубокую внутреннюю связь с определенной территорией;

    - должен соответствовать определённому этапу социального развития;

    - должен иметь оригинальный характер самовыражения (склад ума, вид профессиональной деятельности, хобби), ограниченный определёнными нормами этики и права;

    - должен иметь гармоничные потребности и блага.

    Зависимое существование человека и человеческого общества предполагает исполнение ими определённых функций в рамках Единого планетарного функционального ансамбля. Одной из таких функций является направленное преобразование планетарной материи.

    Порядок, обусловливающий внутреннее единство человека, единство людей в человеческом обществе, элементов и фрагментов планетарной материи, оказывает непосредственное влияние на мировоззрение. В этом случае, мировоззрением обозначается не только "точка зрения" на мир. Мировоззрение является "точкой кристаллизации", обладающей силой удерживать элементы планетарной материи в определённых пространственных границах, и наделяющей эту материю, смыслом существования. Следовательно, мировоззрение – это генерализованная система сохранения единства человека, и упорядоченной среды любого уровня.

     

    Традиционно, мировоззрение трактуется, как точка зрения человека на мир и на место человек в этом мире. В основе точки зрения на мир лежат научные знания, а также знания, формирующиеся другими формами творческой деятельности человека. В свою очередь, знания есть результат осмысление (познания) мира. Методология современного познания мира основана на описании мира таким, каким он есть в реальности. Но в реальности есть множество явлений, которые не соответствуют тому, каков мир есть в действительности. Примером может служить излом ложки в стакане с водой. Следовательно, знания о мире, как о мире в реальности, скорее всего, будут отличаться от знаний о мире, как о мире в действительности (трансдисциплинарной действительности).

    Различные методологии познания мира, множество людей и точек зрения, формируют разные представления людей о своём месте и месте "человека абстрактного", в мире реальности. Это обстоятельство обусловливает существование различных норм морали и нравственности у отдельных людей и в среде человеческого общества. Если в познании мира объект противопоставляется субъекту онтологически и гносеологически (как это наблюдается в концепциях современной философии науки); если место человека в мире реальности не обрамляется соответствующей и обязательной мерой ответственности за планету и общество, то результаты непременно проявятся на потере внутреннего единства человека и единства человеческого общества. Именно такая тенденция наблюдается в мировом здравоохранении. Так, например, по данным экспертов Организации Объединенных Наций (июнь 2011), масштабы неинфекционных заболеваний (являющихся следствием хронического состояния человека), таких как, рак, диабет, болезни сердца и легких вышли на первый план и превращаются в глобальную эпидемию.

    Ситуация с состоянием здоровья современных людей, состояние современного человеческого общества и планетарной природы, свидетельствуют о насущной  необходимости введения "истинных стандартов мировоззрения" в рамках нового мирового социально-экономического порядка. Истинный стандарт мировоззрения – означает содержание мировоззрения, каким оно должно быть, чтобы сохранялся смысл существования и устойчивого развития человека, человеческого общества, планетарного функционального ансамбля.

    Основой истинного стандарта мировоззрения должна служить единственная и интерсубъективная (принятая всеми людьми) точка зрения на мир, как на Единую упорядоченную среду. Эта точка зрения лежит в основе идеи сохранения единства человека, единства человеческого общества, единства планетарного функционального ансамбля. Одна идея, смысл которой пронизывает собой каждого человека, человеческое общество и планетарный функциональный ансамбль, исключает возникновение противопоставлений и компромиссов целей и задач всего частного, общего и природного, в их непрекращающемся коэволюционном развитии.

    Истинный стандарт мировоззрения на мир в действительности (трансдисциплинарной действительности) может быть сформирован в образе системы взаимосвязанных и взаимозависимых логических утверждений, отображающих собой идею "сквозного единства" от человека к планетарному функциональному ансамблю. Такая система способна, составить истинную основу идеологии человека, человеческого общества, природного функционального ансамбля.

    Применительно к человеку такая система (индивидуальное мировоззрение) должна иметь декларативную и адресную форму изложения. Проект индивидуального мировоззрения может иметь следующий вид:

    1. Относись к человеку, обществу, природе так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе;

    2. Не требуй, чтобы человек, общество, природа относились к тебе так, как ты этого хочешь;

    3. Создавай условия, обстоятельства, находясь в которых, человек, общество, природа проявили бы качества, которые помогли бы тебе и им существовать и устойчиво развиваться;

    4. Общайся с человеком, людьми в обществе, стремись понимать природу в её истинном состоянии, чтобы узнать их необходимые потребности, обеспечивающие их устойчивое развитие.

     

    Ощущая и воспринимая себя естественным фрагментом Единой упорядоченной среды, человек естественным образом призван сосуществовать с ней в гармонии. Для этого человек должен "относиться", "не требовать", "создавать" и "понимать" других людей, общество и планетарную природу. Такой порядок индивидуального мировоззрения может быть осуществлен строго в рамках определённой этики, нормы, которой обретают универсальный характер.

     

    Человек не может развиваться вне человеческого общества. Следовательно, общественное мировоззрение (общечеловеческое мировоззрение)  должно соответствовать точке зрения на мир индивидуального мировоззрения, но будет отличаться от него в части "взгляда на место" человеческого общества в мире действительности. Так как человек является непосредственным выразителем мировоззрения, реальной силой преобразования природы, то все социальные образования в обществе призваны создать условия, чтобы это преобразование осуществлялось в направлении сохранения единства человека, общества и планетарного функционального ансамбля. 

    В соответствие с этим местом, общественное мировоззрение (общечеловеческое мировоззрение) может быть выражено следующей системой утверждений:

    Человеческое общество обязано:

    1. Создавать конструкцию и методологию науки, образования и воспитания, способную формулировать, сохранять и передавать последующим поколениям истинные знания о мире в действительности;

    2. Формировать (на основе лучших образцов индивидуального и общественного мировоззрения) и поддерживать нормы этики и содержание права, сохраняющие единство человека, человеческого общества, планетарного функционального ансамбля и обеспечивающие их устойчивое развитие;

    3. Создавать социальные, экономические и правовые условия человеку, человеческому обществу, планетарному функциональному ансамблю для сохранения их единства и устойчивого развития;

    4. Распознавать (прогнозировать) этапы объективного развития человека, человеческого общества, планетарного функционального ансамбля и корректировать в соответствие с требованиями этих этапов, процесс формирования и развития личности, структуру и потребности человеческого общества, порядок социально-экономических отношений в нём, а также, нормы этики и права, сохраняющие единство человека, человеческого общества, планетарного функционального ансамбля и обеспечивающие их устойчивое развитие.

     

    Люди являются естественными фрагментами  планетарного функционального ансамбля. Это обстоятельство обусловливает наличие мировоззрения и у этого ансамбля. Настаивать на наличии мировоззрения у планетарного функционального ансамбля означает рассматривать планету и её природу в качестве субъекта. Такая позиция противоречит современному представлению человека, общества, науки, права о планетарной природе. Известно, что "находясь в обществе – нельзя быть от него свободным". То почему тогда, естественные фрагменты природы могут считать себя свободными от неё или быть свободным в отношениях с ней? В результате, в современном обществе возникла ситуация когда "естественные фрагменты планетарной природы" вступают с ней "в противоестественные отношения".

    Планетарный функциональный ансамбль подобен человеческому обществу в части создания условий для жизни человека, для осуществления им своего предназначения. Поэтому можно утверждать, что общество и планетарный функциональный ансамбль будут понятны человеку через их мировоззренческие позиции – их точки зрения на их место в мире действительности. В этом случае, в рамках нового социально-экономического порядка, возникают естественные основания закрепить ответственность человека перед обществом и планетарным функциональным ансамблем, но и ожидать ответственность общества и планетарного функционального ансамбля перед человеком.

    Конечно, нельзя привлечь природу планеты к ответу "по суду" за катастрофические землетрясения, извержения вулканов, за цунами, засухи, наводнения, за появление новых вирусов и бактерий. Но, зная порядок, по которому устроен планетарный функциональный  ансамбль, его мировоззренческую позицию, можно понять, почему природа отступает от  норм истинного мировоззрения, а также что должны сделать человеческое общество и каждый человек, чтобы помочь природе находится в рамках собственного истинного мировоззрения.

    У индивидуального мировоззрения человека, у общечеловеческого мировоззрения и мировоззрения  планетарного функционального ансамбля одна точка зрения: мир – это Единая упорядоченная среда. Разнятся лишь точки зрения на место этих объектов в мире действительности. Для планетарного функционального ансамбля эта точка зрения может быть выражена следующей системой утверждений.

    Планетарный функциональный ансамбль обязан:

    1. Быть открытым для познания, понимания и описания человеком;

    2. Создавать и поддерживать природные условия для существования и устойчивого развития человека, человеческого общества;

    3. Обеспечивать человека и человеческое общество возобновляемой энергией и веществом, способными поддерживать жизнь человека и человеческого общества;

    4. Поддерживать в человеке, в человеческом обществе смысл их существования, а также, встроить результаты этого осмысленного существования в процесс сохранения единства и устойчивого развития окружающего мира.

     

    В мире действительности мировоззрение человека, человеческого общества и планетарного функционального ансамбля выражаются определённым характером деятельности, своеобразной программой, обусловливающей и контролирующей эту деятельность. Истинный стандарт мировоззрения позволяет провести анализ риска иных существующих стандартов мировоззрения, результатов познания и понимания мира.

     

    Отношения между человеком, человеческим обществом и планетарным функциональным ансамблем можно показать на следующем примере.

    Ручей перегораживает естественная  преграда - запруда из камней. Массы воды перед запрудой, величина камней, плотность их прилегания друг к другу прерывает ламинарное (плавное) течение воды и предопределяет размеры и время существования водоворотов, возникающих при турбулентном движении воды после прохождения преграды. Водовороты можно рассматривать как самостоятельные образования. В действительности же, они являются естественными фрагментами той же самой воды. Точнее, они отображают собой эту воду в её определённом состоянии. В этом примере, людей можно сравнить с водоворотами, которые возникают в воде при её турбулентном движении. Запруду из камней можно сравнить с упорядоченной социальной средой (например, государством), создающей условия для появления человека и формирования из него личности. В свою очередь, грунтовое ложе ручья, саму воду, почву и растения территории водосбора, гидрологические и атмосферные элементы механизма круговорота воды – это планетарный функциональный ансамбль. Таким образом, и люди, и государства, флора и фауна, грунты и почвы, вода и воздух являются естественными фрагменты планетарной природы.

    В зависимости от того, на каком уровне планетарного функционального ансамбля помещён наблюдатель, на какие фрагменты будет обращено его внимание, всё это определит характер и объём его знаний. Но, важны не сами знания, а их прикладные возможности (потенциальные действия, к которым подталкивают эти знания), а также выводы, которые они позволяют сделать. Чтобы убедиться насколько эти действия и эти выводы соответствуют действительности, необходимо проанализировать их на предмет сохранения единства природного функционального ансамбля. Например, вода имеет предрасположенность к одному из двух видом состояния. К первому виду воды относится, так называемая, "связанная" вода. К ней относится химически связанная, адсорбционная, плёночная, капиллярная вода. Вода в таком состоянии тяготеет к стойким связям с элементами почвы, грунта, корнями растений. Второй вид воды называется "свободная" вода. К свободной воде относится гравитационная вода, а также вода в виде рассолов, льда (снега) и пара. Если на территорию водосбора ручья прольётся  вода, в составе которой будет большое количество "свободной" воды, то она за короткое время и большим объёмом сбежит по руслу ручья. Такую воду не сможет связать грунт, почва, корни растений. Масса такой воды, помноженная на её скорость, вызовет, как минимум,  два явления. Во-первых, активацию турбулентного движения, сопровождающегося появлением множества короткоживущих водоворотов ("кипение" воды) после запруды. Во-вторых, придаст воде энергию, способную разрушить существующую запруду, прекратив активное турбулентное течение, и создать из камней новую запруду – ниже по течению ручья. Подобные процессы лежат в основе социальных революций, сметающих и строящих государства, кардинально меняющих социальный состав и активность их населения, перекраивающих политическую кару мира.

    Если на территорию водосбора ручья прольётся вода, тяготеющая к связанному состоянию, то ситуация сменится на противоположную. Основная масса воды будет связана  элементами грунта, почвы, корнями растений. В результате, скорость ручья может существенно замедлится. На другой стороне запруды активность турбулентного течения снизится. Это вызовет уменьшение численности водоворотов, скорости их вращения и увеличение продолжительности их существования. Просветы между камнями запруды забьются илом и тиной, затрудняющих прохождение воды.

    Предположим, что свойство молекул воды иметь предрасположенность к одному из двух видов воды, определяется размером, скоростью вращения, продолжительность существования и численностью водоворотов турбулентного течения. Чтобы обеспечить необходимые размеры, скорость вращения, продолжительность существования и численность водоворотов турбулентного течения, необходимо регулировать конструкцию и состояние запруды. Конструкцию и состояние запруды регулирует объём и скорость течения воды. Объём и скорость течения воды регулируется гидрологическими и атмосферными механизмами круговорота воды. Параметры элементов круговорота воды зависят от вида воды. Предрасположенность воды к связанному или свободному состоянию зависит от размеров, скорости вращения, продолжительности существования и численности водоворотов турбулентного течения. Круг условий замкнулся, и замкнулся он на "водоворотах"! Почему, именно, на водоворотах?

    То, что ручей не пересох или окончательно не заилился, нельзя объяснить только наличием "прямых и обратных" связей в природе. Эти связи являются лишь естественными механизмами. Эти механизмы работают в среде, характеризующейся общей целью – сохранения единства планетарного функционального ансамбля. Наличие цели требует осмысления самих действий и их результатов, а также носителей, которые будут осуществлять это осмысление.  В примере с ручьём, роль таких носителей играют водовороты турбулентного движения. В рамках планетарного функционального ансамбля, на современном уровне его развития, такими носителями являются люди. Поэтому жизнь, в понимании многих культур и религий, воспринимается невидимым потенциальным потоком ("потоком жизни"). А сам человек, является проявлением состояния этого потока (кратковременным водоворотом), осмысливающим его состояние. Численность консерваторов, которых можно сравнить с медленно вращающимися водоворотами или либералов (быстро вращающихся водоворотами) в обществе, качественно изменяют состояние "потока жизни". В результате, жизнь изменяет объём и скорость своего течения. Объём и скорость течения жизни, в определённые периоды,  изменяют конструкцию запруды (конструкцию человеческого общества, государства). Общество, государство, создают условия для формирования и развития человека (водоворотов), личности, обладающего необходимыми количественными и качественными характеристиками, способными сохранить единство социального и планетарного функциональных ансамблей.

    В своё время, нечто подобное происходило с "носителями осмысления", главенствующими на  предшествующих уровнях развития планетарного функционального ансамбля. Вначале такими носителями были – "водовороты" турбулентного движения в среде плазмы, магмы, жидкостей, газов в теле и в атмосфере планеты. Затем принцип турбулентного движения воплотился в стандартные спирали ДНК первых клеток. Благодаря тому, что динамично меняющиеся и короткоживущие водовороты превратились в стандартные спирали ДНК клеток, осмысление получило возможность непрерывного анализа состояния окружающей среды с позиции неменяющихся собственных физических параметров, а также  такую важную функцию, как "память" (способность сохранять результаты такого анализа). В свою очередь, это обстоятельство позволило биологическим объектам сохранять параметры собственной внутренней среды и обусловило их видовое многообразие и продолжительное существование, во много раз превышающее существование водоворотов турбулентного движения в разных средах планетарного функционального ансамбля.

    Сложные многоклеточные биологические объекты сохранили в себе зависимость от предшествующих социальных организаций и планетарного функционального ансамбля. Поэтому, знания механизмов, посредством которых осуществляется эта зависимость, позволяют создать методологию формирования нового социально-экономического порядка, методики корректировки состояния социальных и природных элементов планетарного функционального ансамбля и, в конечном счёте, предложить решения сложных многофакторных проблем природы и общества.

     

     

    ==============================