КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТД

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТД

 

Активное использование в науке и практике монодисциплинарных подходов способствовало осознанию того, что большинство проблем, сопровождающих развитие современного общества, не только сложные, но и многофакторные. Так как эти факторы являются предметом исследования разных научных дисциплин, то монодисциплинарные подходы, по объективным причинам, стал испытывать методологические трудности в решении таких проблем. Эти трудности связаны, прежде всего, с различием образно-понятийного аппарата, моделей и языков, которые используются в разных дисциплинах. Основным механизмом устранения этих трудностей стал системный подход.

 

Системный подход значительно расширил практические возможности монодисциплинарных подходов. С его помощью, в науке стали появляться междисциплинарные, и мультидисциплинарные (полидисциплинарные) подходы. В таких подходах практиков интересовали, прежде всего, «стыки» наук. Первоначально считалось, что именно на этих «стыках» будут найдены способы решения сложных многофакторных проблем.

 

Однако консерватизм дисциплинарного подхода, перешел к их, более современным, интерпретациям. Так, например, биофизика не решает проблем астрофизики, а геохимия не решает проблем социобиологии. Называясь междисциплинарными, такие подходы позволили решать проблемы какой-либо одной дисциплины, методами смежных научных дисциплин. Это существенно расширяет практические возможности этой дисциплины, но не решает основную задачу – учёт многофакторности. Поэтому уже к концу 20 века, ситуация, сложившая в науке и практике, потребовала принципиально иного развития системного подхода.

 

Новое направление системного подхода должно было располагать методом, способным обеспечить решение именно сложных многофакторных проблем. Но, с другой стороны, такой подход должен обладать возможностями, к которым современная наука относится с настороженностью.

 

Эта настороженность объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, в научном сообществе достаточно учёных, создающих глобальные научные концепции для объяснения единичных фактов. Время показывает, что накопление таких концепций приводит, как правило, не к возрастанию научного знания, а к засорению научной методологии. Во-вторых, современные концепции естествознания лишь констатируют единство окружающего мира, но не предлагают методологическую возможность получения и комплексной обработки всей дисциплинарной информации. Поэтому представители всех научных дисциплин согласны с утверждением «Вселенная – это наиболее крупная, из известных науке, систем», но предпочитают решать проблемы, которые не требуют выходить за рамки концепции и методологии своей «родной» дисциплины.

 

Следовательно, для того, чтобы быть практически полезным, новое направление системного подхода должно предоставить научной общественности:

- образно-понятийный аппарат, язык и модели, возможности которых позволяли бы, с одной стороны, охватить все факторы, формирующие сложную проблему и воздействующие на неё, а с другой стороны, выявить и учесть механизмы, посредством которых осуществляется это воздействие;

- метод системного исследования, обеспечивающего доступ ко всей  дисциплинарной информации и её анализу, понятный и доступный специалистам любой научной дисциплины;

- метод проведения экспериментов, позволяющий изучать многофакторное воздействие и оценки их результатов;

- метод решения сложных многофакторных проблем в науке, технике и технологии.

 

По аналогии с междисциплинарным подходом, новый подход получил название трансдисциплинарный системный подход (от лат. trans – сквозь). Активное обсуждение трансдисциплинарного системного подхода в мировой науке началось с середины 80-х годов 20 века. Необычность целей и задач, для решения которые предназначался подход, сразу же привела к появлению его различных вариантов. Трансдисциплинарным подходом сегодня называют научное исследование объекта, проведенное одновременно на различных уровнях его бытия; и  синергетику, пытающуюся выявить общие законы перехода хаоса в упорядоченное состояние; и продвижение научных методологий эстрадными и театральными продюсерами. Иными словами, происходит естественный процесс развития нового научного подхода, осуществляющийся путём «проб и ошибок».

 

Современная Российская школа трансдисциплинарности сформировалась в начале 90-х годов 20 века. В своём развитии она пошла по более традиционному пути, объединив требования к новому системному подходу в рамках специализированной научной дисциплины – гипер-дисциплины (от греч. hyper – над, сверх). «Трансдисциплинарность», как гипер-дисциплина,  нацелена на обеспечение доступа специалистов ко всей дисциплинарной информации объекта. Такой доступ достигается посредством использования специальных моделей действительности и её объектов, а также, трансдисциплинарной классификацией дисциплинарной информации. При решении сложных многофакторных проблем, такой доступ равносилен доступу к механизмам формирования целей и функций объекта; к  программам и сценариям его наиболее вероятного развития; механизмам согласования и взаимодействия множества естественных и/или искусственных элементов, образующих собой, объект.

 

Возможность доступа ко всей монодисциплинарной информации реализована в трансдисциплинарные технологии различного типа – аналитические технологии, промышленные технологии, технологии управления объектами и средой их обитания.

 

Трудности монодисциплинарного системного подхода в получении всей дисциплинарной информации объекта преодолены за счёт оригинальности концепции, образно-понятийного и методологического аппаратов трансдисциплинарного системного подхода. Оригинальность состоит в том, что трансдисциплинарные понятия излагаются в виде лингвистических формул и логико-геометрических моделей, максимально приближающих их суть к однозначному толкованию, в том числе и при их использовании в других научных дисциплинах. В результате, удалось «не создавать сущности без надобности», а расширить смысл и сферу практического  применения существующих научных понятий. Это обстоятельство необходимо учитывать при первоначальном знакомстве с обновлёнными формулировками этих понятий.

 

Более подробную информацию об истории ТД подхода можно получить на странице у Преподавателей и Ученых.