О РАЗНООБРАЗИИ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ

 

 

О РАЗНООБРАЗИИ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ

 

Подходом называется совокупность способов и приемов изучения объекта, его структурных, функциональных особенностей, свойств, а также взаимодействий с окружающим миром.

 

Появление новых подходов обусловлено, прежде всего, целью исследований. В науке нет ограничений на число подходов. Главное чтобы они соответствовали существующему научному мировоззрению. Поэтому подходы появляются, совершенствуются и устаревают и исчезают вместе с развитием науки, научного мировоззрения, обусловливая успех или неудачу решения конкретных проблем.

 

Трансдисциплинарный системный подход, также как и другие научные подходы, предназначен для решения своих специфических задач. Поэтому, прежде чем ознакомится с трансдисциплинарным системным подходом, уместно рассмотреть классификацию существующих научных подходов. Такая классификация позволит подтвердить необходимость создания трансдисциплинарного системного подхода, а также определить его место в их среде. Если в качестве критерия классификации выбрать степень полноты познания окружающего мира, то все существующие подходы можно свести к четырем основным видам.

 

Дисциплинарный подход,

Междисциплинарный подход,

Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход,

Трансдисциплинарный системный подход.

 

 

 

Дисциплинарный подход

 

Главное место в этой своеобразной классификации занимает дисциплинарный подход. Этот подход делает обычного человека специалистом в конкретной области. Например, биолог становится обладателем совокупности способов и приемов изучения живой природы. Дисциплинарный подход позволяет физику профессионально изучать свойство и строение материи. Психологу удается изучать процессы и закономерности психической деятельности. Иными словами, дисциплинарный подход профессионально "нарезает" окружающий мир на отдельные предметные области. Затем, обозначив эти области как «предмет своего исследования», позволяет провести это исследование, применяя конкретный дисциплинарный метод. Если решение проблемы выходит за рамки возможностей дисциплинарных подходов, то принято считать, что оно находится «на стыке научных дисциплин».

 

Каждая дисциплина сильна, прежде всего, своим внутридисциплинарным образом предмета исследования. Поэтому большинство ученых-дисциплинариев сознательно или подсознательно стремятся любыми путями сохранить этот образ, а также дисциплинарную методологию его исследования. Это стремление зачастую превращает литературную метафору «стык дисциплин» в реальную непреодолимую границу «дисциплинарных коробок». Именно это стремление порождает странный диполь, обусловливающий накопление профессиональных дисциплинарных знаний с одной его стороны и  установление естественного ограничения полноты познания окружающего мира, с другой стороны. Именно оно  превращает вчерашних студентов, открытых и чувствительных ко всему новому, в сегодняшних консерваторов, выдумавших обидное понятие «дилетант» для своих коллег по работе, стремящихся выйти за пределы своей дисциплинарной коробки.

 

Однако «либеральное меньшинство» ученых, которым рамки дисциплинарных коробок оказались тесными, нашло выход из создавшегося положения. Этот выход можно выразить следующим тезисом – «если нельзя выйти за пределы дисциплинарной коробки, то можно расширить область применения дисциплинарной методологии». В свою очередь расширение области применения дисциплинарной методологии привело к появлению междисциплинарных и мультидисциплинарных научных подходов, которые составили следующие уровни обобщенной классификации научных подходов. Процесс развития этих подходов привел к тому, что метафора «стык дисциплин» постепенно приобрела вид междисциплинарных и мультидисциплинарных коробок, каждая из которых на сегодняшний день имеет свои особенности решения, стоящих перед ними задач.

 

Междисциплинарный подход

 

Особенность междисциплинарного подхода состоит в том, что он допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов, в этом случае, обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей. Например, кровеносная система организма схожа с системой трубопроводов технического объекта. Эта обстоятельство позволяет биологу исследовать кровеносную систему организма, методом,  который применяется в физике для описания движения жидкости по трубам. В результате появляется «междисциплинарная дисциплина» – биофизика, использующая междисциплинарный подход. По такому принципу организованы и другие бинарные (двойные) междисциплинарные дисциплины. Продолжая пример с биологией, можно продолжить список таких междисциплинарных дисциплин – биохимия, биомеханика, социобиология, бионика, а также многие другие. Однако использование «чужой» дисциплинарной методологии редко приводит к изменению дисциплинарного образа предмета исследования.  Иными словами, несмотря на то, что работа кровеносной системы была хорошо описана при помощи методов физики, для биолога - человек так и остался одним из биологических видов, состоящим из клеток, тканей и органов. Биологический образ человека не превратился в образ киборга, имеющего  в своем теле разветвленную систему трубопроводов.

 

Кроме этого следует отметить, что для сохранения границ дисциплинарных коробок, в междисциплинарных исследованиях всегда присутствуют «ведущая» и «ведомая» дисциплины. Все результаты, даже те, которые получены при помощи методологии «ведомой» дисциплины, как это было в приведенном примере, интерпретируются с позиции дисциплинарного подхода «ведущей» дисциплины. Поэтому междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности.

 

Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход

 

Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход стремится использовать обобщенную картину предмета исследования, по отношению к которой все ее дисциплинарные картины предстают в качестве ее частей. Поэтому в мультидисциплинарном (полидисциплинарном) подходе переноса методов исследования из одной дисциплины в другую, как правило, не происходит. Все дисциплины продолжают оставаться в своих коробках. Например, с точки зрения мультидисциплинарного (полидисциплинарного) подхода, человека следует рассматривать, как сложный объект, отличающийся от других объектов рядом особенностей (анатомическими, химическими, психологическими, психическими, физиологическими и т.д.).  Для изучения этих особенностей применяются только, соответствующие им, дисциплинарные подходы и методы. Однако, сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного (полидисциплинарного) подхода, удается найти новые, ранее не обнаруживаемые, сходства исследуемых предметных областей. А это, в свою очередь, позволяет специалистам организовать новые междисциплинарные исследования. Накопление результатов междисциплинарных исследований  в сходных областях дисциплинарных знаний приводит к появлению новых мультидисциплинарных дисциплин», например, таких, как физико-химическая биология, экология.

 

Свое практическое применение мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход нашел, прежде всего, в работе экспертных групп. Он выглядит предпочтительнее других подходов, в ситуации, когда для решения дисциплинарной проблемы требуется  учесть множество известных факторов, являющихся предметом исследования других дисциплин. Благодаря этому свойству современные научные дисциплины и их «междисциплинарные дополнения» существенно расширили свои практические возможности и приблизились к достаточной полноте знаний.  Но, так же как и в междисциплинарных исследованиях, в мультидисциплинарных исследованиях, интерпретация полученных дисциплинарных результатов производится с позиции «ведущей» дисциплины. Поэтому мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход способствует накоплению дисциплинарных и междисциплинарных знаний, но он не способствует выявлению закономерностей и механизмов их взаимодействия внутри предмета исследования.

 

Заканчивая знакомство с этой своеобразной классификацией научных подходов, можно сделать вывод, что междисциплинарные и мультидисциплинарные (полидисциплинарные) подходы предназначены для обеспечения взаимодействия дисциплинарных методологий при исследовании конкретных предметных областей объекта. При этом ни один из перечисленных подходов не предназначен для исследования объекта в его единстве. Таким образом, можно предположить, что причиной кризисов концепции естествознания, построенной из постоянно меняющихся фрагментов знаний дисциплинарных, междисциплинарных и мультидисциплинарных (полидисциплинарных) подходов, является отсутствие трансдисциплинарного  системного подхода, который смог бы исследовать объект в целом, первоначально без разделения его на дисциплинарные предметные области.

 

Многоликая трансдисциплинарность

 

Несмотря на то, что понятие «трансдисциплинарность» зазвучало в начале 80-х годов XX века, ее основа была заложена многие тысячелетия назад  в восточной философии (Ин-Янь) и древнегреческой философии («Единого» - Платона). Смысл этого, казалось бы, очевидного понятия оказался настолько высокопотенциальным, что оно так и не смогло приобрести однозначного объяснения в современном научном мире. В результате появилось множество интерпретаций понятия «трансдисциплинарность». Можно привести несколько, наиболее часто используемых его значений.

 

В первом значении трансдисциплинарность стала пониматься как декларация, провозглашающая равные права известных и малоизвестных ученых, больших и малых научных дисциплин, культур и религий в исследовании окружающего мира. Если мир многообразен, то имеют равные права и любые знания о нем. В таком значении трансдисциплинарность играет роль «охранной грамоты» для любой профессиональной персональной точки зрения, если эта точка зрения не противоречит знаниям научных дисциплин и существующей концепции естествознания.

Во втором значении трансдисциплинарность ассоциируется с предельно высоким уровнем образованности, разносторонности, универсальности знаний конкретного человека. Про таких людей обычно говорят, что они обладают энциклопедическими знаниями или, что их знания трансдисциплинарны.

В третьем значении трансдисциплинарность трактуется как «одно из правил исследования окружающего мира». Предполагается, что трансдисциплинарность будет реализована, если объект, явление или процесс исследуются сразу в нескольких уровнях. Например,  на физическом и ментальном уровнях, глобально и локально.

В четвертом значении «трансдисциплинарность» используется как «один из принципов организации научного знания», открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении сложных комплексных проблем природы и общества. В зависимости от того, в каком количестве и в каком сочетании исследователь будет использовать другие дисциплины в своем дисциплинарном исследовании, трансдисциплинарность в четвертом значении будет называться мультидисциплинарностью (мultidisciplinarity), плюродисциплинарностью (pluridisciplinarity), интердисциплинарностью (interdisciplinarity).

 

Несмотря на такое разночтение смысла трансдисциплинарности, в научном мире она уже успела приобрести свой стереотип. Так, например, стало хорошим тоном при употреблении понятия «трансдисциплинарность» добавлять следующее пояснение – это нечто, проходящее сквозь дисциплины. Однако в этом случае уместно задать вопрос – можно ли эффективно использовать в познании окружающего мира «нечто, имеющее разные уровни абстракции и метафоричности и, которое проходит сквозь дисциплины»?

 

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что современные тенденции в развитии трансдисциплинарности уводят ее от создания ее собственного трансдисциплинарного подхода в сторону междисциплинарных и мультидисциплинарных (полидисциплинарных) подходов, имеющих совсем иные возможности, цели и задачи.  И как следствие этого процесса, трансдисциплинарность постепенно теряет, открывающиеся перед ней, перспективы стать универсальной и эффективной методологией решения сложных комплексных проблем природы и общества. В свою очередь это делает невозможным внедрение трансдисциплинарности в систему высшего образования для подготовки специалистов XXI века, как это рекомендовано во «Всемирной декларации о высшем образовании для 21 века: подходы и практические меры», принятой в октябре 1998 года в Париже в Штаб-квартире ЮНЕСКО.

 

Для того чтобы трансдисциплинарность стала понятной и необходимой преподавателям и студентам ВУЗов, её следует воспринимать в прагматичном значении, как гипердисциплину. В этом случае, трансдисциплинарность обретает предмет исследования, трансдисциплинарную концепцию, парадигму, язык, модели, метод анализа полной информации и методики анализа риска принимаемых решений и самостоятельный научный (трансдисциплинарный системный) подход.