ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТД

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТД

 

Вспомним, что трансдисциплинарные понятия излагаются в виде лингвистических формул и логико-геометрических моделей, максимально приближающих их суть к однозначному толкованию, в том числе и при их использовании в других научных дисциплинах. Благодаря этому, удалось «не создавать сущности без надобности», а расширить смысл и сферу практического  применения существующих научных понятий. Это обстоятельство необходимо учитывать при первоначальном знакомстве с обновлёнными формулировками этих понятий.

 

Трансдисциплинаные понятия многогранной формы и многогранного содержания Единой Упорядоченной Среды (ЕУС) выражены в лингвистических формулах.

 

Лингвистические формулы основных «граней»  формы:

 

Пространство    – это форма существования потенции ЕУС;

Информация      – это форма проявления общего состояния потенции ЕУС;

Время                  – это форма преобразования потенции ЕУС;

Система              – это форма организации (порядок) пространства, времени

                             и информации, обусловливающая единство

                             упорядоченной среды.

 

Лингвистические формулы основных «граней» содержания:

 

Функция             это способность потенции ЕУС воплощаться в

                                строго определенные процессы;

Энергия             – это способность потенции ЕУС совершать

                                конкретную работу в строго определенных процессах;

Развитие            – это способность потенции ЕУС направлено

                                преобразоваться в определённых процессах;

Цель                   – это способность потенции ЕУС полностью

                                раскрывать своё многогранное содержание.

 

Так как речь идёт о единой упорядоченной среде, то трансдисциплинарные базовые понятия, раскрывающие многогранность формы и многогранность содержания, представлены единым блоком. В таком блоке, смысл формулировок каждого понятия вытекает «один из другого» и продолжается «один в другом», проявляя их причинно-следственные связи.

 

Каждая монодисциплина имеет в своём основании блок базовых понятий, отвечающий принципу их необходимости и достаточности. Блок трансдисциплинарных базовых понятий, также, отвечает этому принципу. Однако статус гипер-дисциплины предполагает, что смысл трансдисциплинарных базовых понятий может иметь не прямую, а ассоциативную связь с соответствующими понятиями, несколько иначе трактующимися,  в других монодисциплинах. Таким образом, ассоциативная связь различных формулировок одного понятия соблюдается.  Такое же требование предъявляется к понятиям, не вошедшим в блок базовых понятий. Это не значит, что они менее важные. Это значит, что они являются атрибутами или следствиями трансдисциплинарного блока базовых понятий.

 

Анализируя блок базовых понятий, появляется возможность точно определить «систему координат», которую использует Наблюдатель (ученый, практик): уникальную – монодисциплинарную, или универсальную – гипердисциплинарную (трансдисциплинарную). Таким образом, появляется возможность не противопоставлять, а осознанно подбирать базовый блок понятий, «систему координат» Наблюдателя, для решения конкретной исследовательской или практической задачи.

 

В практически полезных целях, ЕУС и уникальные упорядоченные среды рассматриваются, как «единый функциональный ансамбль».

Единый функциональный ансамбль (ЕФА) бывает трёх видов.

 

К первому виду относится Природный функциональный ансамбль (ПФА). Его представителями являются все естественные природные объекты – атомы и галактики; экосистемы и природные ландшафты; растения, животные и люди.

 

Искусственный  функциональный ансамбль (ИФА) представляют объекты, созданные человеком – от МКС (международной космической станции) до АЭС, от компьютера до гвоздя.

И, наконец, смешанный функциональный ансамбль (СФА) представляют «объекты цивилизации» – от квартиры до города, от территориально-промышленного комплекса до государства.

Природные функциональные ансамбли (ПФА) и, в большей части,  смешанные функциональные ансамбли (СФА) являются, с точки зрения современной науки, «открытыми системами». Развитие этих систем во многом зависит от многофакторного влияния внешней среды и собственного состояния, сложившегося на момент принятия решения. А, так как методами дисциплинарного и междисциплинарного системных подходов учесть влияние всех принципиально возможных факторов не удаётся, то  проблемы, с участием ПФА и СФА, представляются в науке наиболее сложными и, зачастую, неразрешимыми.

 

Несмотря на наличие методологической возможности решения подобных проблем с помощью трансдисциплинарного системного подхода, всё же потребовалось введение  дополнительных понятий, способных придать этой возможности необходимую убедительность. Достичь этой убедительности позволили такие понятия, как «истина» (Truth) и «правда» (Reality).

 

В трансдисциплинарном системном подходе эти понятия имеют сугубо прагматичное значение. Трансдисциплинарной лингвистической формулой «истины» служит формулировка «истина – это всё то, как должно быть». А всё должно быть так, чтобы единый функциональный ансамбль (ЕФА), в процессе преобразования своего общего состояния, сохранял единство и полностью раскрывал своё многогранное содержание. Такое общее состояние ЕФА называется истинным.

 

Лингвистической формулой «правды» является формулировка: «правда – это всё то, что есть в действительности». В действительности ЕФА может иметь истинное состояние. В этом случае, говорят об истинной правде (одно из широко распространённых в русском языке, выражений). Однако в реальной действительности, под действием различных обстоятельств, ЕФА может не полностью сохранять единство или не до конца раскрывать своё многогранное содержание. Это проявляется, прежде всего, в изменении его основных свойств и не полностью реализованных способностях. Такое состояние ЕФА называется реальным. О людях, которые находятся в реальном состоянии, говорят:  «каждый из них прав», «у каждого из них – своя правда».

 

В контексте вышеприведённых рассуждений, появляется возможность говорить и об истинности граней формы и граней содержания ЕУС. Многогранная форма считается истинной, если она обеспечивает проявление, сохранение и преобразование (полное раскрытие) многогранного содержания ЕУС. С другой стороны, многогранное содержание считается истинным, если оно является следствием истинной многогранной формы. Следовательно, чтобы получить доступ к истинному многогранному содержанию ЕУС (содержанию уникальных упорядоченных сред), необходимо воспользоваться моделями основных граней формы. Методологически такой доступ осуществляется посредством использования трансдисциплинарной единицы порядка или трансдисциплинарной системы.

 

Для целей практического использования, трансдисциплинарная единица порядка реализована в специальные логико-геометрические модели её основных аспектов: пространственного, временного и информационного.

 

Более подробное изложение материала по основным понятиям трансдисциплинарного системного подхода можно получить на странице у Преподавателей и Ученых.