"Методология Трансдисциплинарности-4"

         

© Мокий В. С. 2017

          

ББК – 60.011

УДК – 1:316:001.8

М749

 

        Книга содержит 112 страниц и 42 рисунка.

 

 

Книга содержит краткое описание основных положений философии и методологии трансдисциплинарности-4, а также правила и примеры их практического применения в решении сложных многофакторных проблем природы и общества. Книга рассчитана на широкий круг специалистов из различных областей науки, интересующихся решением междисциплинарных проблем, сложных многофакторных проблем природы и общества, а также, на студентов, аспирантов, преподавателей вузов.

 

=====================================================================

 

Важно обратить внимание на три группы вопросов, которые возникают при осмыслении современного этапа развития методологического знания:

1. Должна ли вместе с осознаваемой сложностью объектов природной и социальной действительности усложняться научная картина мира? Должен ли в ней повышаться уровень абстракции сложных объектов и мира в целом? Должна ли быть картина мира единой (единственной) или можно допустить существование множества её специализированных видов? Может ли научная картина мира быть истоком нравственности или нравственность свойственна только сознанию людей?

2. В рамках концепции какой монодисциплины следует формировать синтетическую модель сложного объекта? Специалист какой научной дисциплины должен взять на себя ответственность за формирование обобщённых результатов изучения сложного объекта? На основании концепции какой научной дисциплины должны формироваться такие обобщённые результаты? Языком какой научной дисциплины необходимо излагать эти результаты, чтобы они были одинаково понятны специалистам различных научных дисциплин и практикам?

3. Известно, что модель – это всегда некое упрощение объекта и в смысле его структуры, и по сложности внутренних и внешних связей. Но это упрощение  обязательно будет отражать те основные свойства объекта, которые интересуют исследователя[4]. Иными словами, в процессе моделирования объект избавляется от характеристик, не существенных для целей исследования, которыми, с точки зрения исследователя, можно пре­небречь. В связи с этим уместно спросить: соотносит ли исследователь (и всегда ли соотносит) модель, в которую ему удалось воплотить сложный объект, с существующей научной картиной мира? Каким способом осуществляется такое соотнесение? Каким образом исследователь убеждается в том, что характеристики объекта, которыми он пренебрёг в процессе моделирования, действительно являются несущественными для сохранения сути самого сложного объекта в научной картине мира? И, наконец, как исследователю, который находится: a) в условиях возрастания уровня абстрактности процесса познания и уменьшения наглядности его результатов; b) в жестких рамках требований концепции и методологии собственной дисциплины; c) в условиях принципиальной неполноты и неопределённости информации об объекте, – удаётся определить все существенные характеристики сложного объекта, и какими из них можно действительно пренебречь?

Очевидно, что ответы на эти вопросы следует искать в рамках общенаучных концепций и направлений методологии, прежде всего, в рамках трансдисциплинарности, которая используют в качестве основных компонентов научной картины мира представления о фундаментальных объектах, о типологии объектов, об их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени.

 

=====================================================================

 

Авторский коллектив будет благодарен за конструктивное обсуждение материалов книги

.

Присылайте Ваши предложения и вопросы по книге на e-mail:  anoitt@mail.ru

 

==========================================