О современном естествознании

 

 

О современном естествознании

 

Проблемы современного естествознания сложнее и многограннее тех, которые ставились перед ним в конце прошлого и начале нынешнего века. Если раньше потенциал науки был сосредоточен на познании и описании окружающего мира, то в настоящее время на первое место выступила проблема поиска путей выживания человечества и сохранения окружающей природной среды.

Каковы причины возникновения этой проблемы?

Большинство исследователей считают, что ее корни происходят из мировоззрения, основу которого составляет научная парадигма.

Основные этапы формирования мировоззрения напрямую связаны с общим уровнем развития науки, техники и технологии, а также методологии отбора и анализа информации. История общества изобилует примерами, когда революционные преобразования в каком-либо из вышеперечисленных факторов приводили к значительной корректировке устоявшихся взглядов на организацию окружающего мира. Это часто приводило возникновению новых научных направлений, а иногда и целых отраслей знаний.

Для того чтобы обеспечить процесс развития общества, необходимо было сохранить и передать последующим поколениям накопленные знания, а также опыт их получения. Этот опыт появлялся тогда, когда исследователям удавалось сформулировать удачную систему понятий и определений, способствовавших оптимальному решению задач в различных областях познания окружающего мира. Поэтому, общество требовало от научной парадигмы первоочередного развития только тех научных дисциплин, которые обеспечивали бы его постоянно возрастающие потребности.

Чтобы эффективно решать поставленные перед ней задачи, научная парадигма была вынуждена ограничить число дисциплин и направлений, которые, по ее мнению, отвечают понятиям «научная дисциплина» и «научное направление».

Удачные понятия и определения природных явлений и процессов, сформулированные в рамках научной парадигмы, постепенно приобрели догматический характер. Это существенно упростило сохранение и передачу официально признанных научных знаний во времени, но и привело к накоплению большого объема знаний, оказавшихся за рамками «научных». По этой причине не все накопленные в обществе знания могли быть полностью им востребованы.

Следовательно, каждое последующее поколение было вынуждено, с одной стороны, постоянно сокращать потребление общих знаний об окружающем мире, а с другой – продолжать накапливать специальные знания в ограниченном круге научных дисциплин. Неполный объем знаний о тех или иных явлениях окружающего мира обусловил недостаточный уровень очевидности научной аргументации.

В такой ситуации появились различные варианты концептуальных положений научной парадигмы. Это привело к формированию множества научных школ, противостоящих друг другу научных взглядов и т.д. Но так как каждая научная школа все же позволяет решать определенный круг задач, то отдать явное предпочтение какой-либо из них не представляется возможным.

Кроме того, в последнее время, при решении ряда задач, стали возникать специфические проблемы. Например, если творческому коллективу, в состав которого входят специалисты различных специальностей, ставится общая задача, то процесс ее решения сопровождают принципиальные трудноразрешимые вопросы:

· специалист какого научного направления должен взять на себя ответственность за формирование обобщенных результатов проведенных исследований?

· на основании концепции какого научного направления должны формироваться обобщенные результаты?

· языком какой научной дисциплины необходимо их излагать, чтобы они были одинаково понятны специалистам различных научных дисциплин и работникам, принимающим административные решения?

 

Практика показывает, что решение каждой задачи обязательно сопровождается последствиями. Необходимо напомнить, что последствия бывают как отрицательными, так и положительными. Определение характера последствий производится людьми с позиции сложившегося мировоззрения, основу которого составляет научная парадигма. Таким образом, каждый этап развития мировоззрения можно образно сравнить с витком некой спирали, в результате которого общее положение человеческого общества становится либо всё более устойчивым, либо всё менее стабильным.

 

Каждый следующий виток такой спирали требует создания новых вариантов концептуальных положений научной парадигмы. Поэтому без постоянного обновления систематизации общего объема знаний об окружающем мире научная парадигма будет способствовать такому решению задач, которое будет сопровождаться непредсказуемыми и все более отрицательными последствиями.

 

Выход из создавшегося положения наметился в тех положительных сдвигах, которые начинают происходить в современной науке. Речь идет о попытках создания концепции трансдисциплинарности и трансдисциплинарного системного подхода к изучению объектов, явлений и процессов окружающего мира.

 

Трансдисциплинарный системный подход - это новое явление в науке. Он не является продолжением уже существующих дисциплинарного и междисциплинарного подходов. Отличительная особенность этого подхода заключается в том, что его собственный образно-понятийный аппарат способен не только объединить уже известные в науке понятия и определения, но и создать условия для целостного концептуального развития миропонимания.

 

Здесь необходимо специально отметить, что большинство научных направлений использует в своей деятельности понятие «системный подход», подразумевая под этим, совокупность только тех приемов и способов в изучении явлений окружающего мира, которые доступны конкретной дисциплине. Тогда как «трансдисциплинарный системный подход» (тд-подход) должен пониматься как комплексное научное направление, методология которого (трансдисциплинарный анализ) должна быть результативной в любой предметной и междисциплинарной области.

 

Вариантом концепции трансдисциплинарного анализа служит информологический анализ. В отличие от информатики и кибернетики, занимающихся вопросами, связанными со сбором, переработкой, хранением информации, а также ее управлением, информология изучает пространство, пространственную организацию информации, а также закономерности пространственного построения различных систем, в частности, информационных систем.

Из книгиВ.С. Мокий, Шегай О.Е, Жамборова А.О, Краткое введение в информологию. Новый центр, М:, 1999