Философские вопросы трансдисциплинарности

 

 

Философские вопросы трансдисциплинарности

 

Различные науки предлагают свое видение окружающего мира. Но свойственное им естественное внутреннее самоограничение позволяет создавать лишь локальные модели, практически использующиеся, в основном, в сфере действия тех же самых наук.

Большая или меньшая внутренняя потенция различных наук и их моделей разделила естествоиспытателей на два лагеря. Одни, воодушевленные открывающимися научными перспективами, настаивают на «объяснении» природы, другие - лишь на ее «описании». Одни ученые считают, что мир может быть познан на основании ответов на сформулированные вопросы, другие - уверены в том, что ответить на них невозможно и поэтому следует жить «...не в мире ответов, а в безгранично расширяющемся поле вопросов».

Как долго может существовать такое отношение человечества к окружающему миру?

Не вступая в полемику с учеными других областей знаний, проведем самостоятельное исследование данного вопроса.

Если согласиться с тем, что основой развития мира является диалектика, то это «согласие» позволяет задать риторический вопрос, например: «что является основой единства - борьба противоположностей или их гармония?».

Напомним, что в русском языке «гармония» означает «согласованность, соответствие с чем-нибудь». В свою очередь, «борьба» означает «вступление в противоречие, стремление уничтожить, сражаться, стремясь победить и т.д.».  А «противоположности» - это явления, несходные с другими по каким-нибудь признакам. Используя смысл вышеперечисленных понятий, необходимо более подробно рассмотреть суть некоторых явлений, которые трактуются некоторыми исследователями как «противоположности».

· К первой группе противоположностей можно отнести сжатие - расширение, успокоенность - возбужденность, поглощение - излучение, замедление - ускорение и т.п. Мы уверены в том, что эти противоположности не олицетворяют собой борьбу и не находятся в состоянии борьбы. Скорее всего, они являются последовательными этапами одного процесса, который устанавливает определенный порядок их взаимоотношений, сочетаемости, согласованности и внутреннего баланса.

· Вторая группа противоположностей: бесконечно малое - бесконечно большое, мужское - женское, дифференциация - интеграция и т.п. - на наш взгляд, также не олицетворяют собой борьбу и не находятся в состоянии борьбы. Скорее всего, эти противоположности являются начальными и конечными точками тех процессов, в которых противоположности первой группы играют роль, дополняющих друг друга, последовательных этапов.

· Третья группа противоположностей: черное - белое, влажное - сухое, свет - тьма и т.п. - считаются противоположностями, скорее всего, по инерции мышления, чем по их внутренней сути. Например, в какой борьбе могут находиться черный и белый карандаши или «черная» и «белая» ночь? Очевидно, что каждое их этих понятий характеризует состояние одного из этапов, сменяющих друг друга или остающихся неизменными в процессе общего развития. Можно предположить, что они сами существуют лишь благодаря тому, что соответствуют какому - то конкретному процессу.

Таким образом, отвечая на поставленный выше вопрос, необходимо констатировать, что единственной основой развития окружающего мира является гармония всех его явлений. Она же составляет основу его единства.

Для современного научного общества должно быть очевидным, что, ставя перед собой проблему создания единой картины мира, оно не должно забывать о постановке не менее важной проблемы создания единой теории познания. И помочь ему в этом может концепция единства и гармонии окружающего мира. Несмотря на то, что обе проблемы не могут быть решены друг без друга, создание единой теории познания имеет приоритет перед созданием единой картины мира.

Чтобы приступить к решению этих проблем, необходимо, прежде всего, предложить некую классификацию существующих принципов познания. Без этого невозможно однозначно определить ценность имеющихся знаний, а также обосновать необходимость формирования новых принципов познания.

В настоящее время в науке активно используется три основных принципа научного познания.

Первым и основным принципом научного познания является принцип «преемственности».

Принцип «преемственности» официально признан современной наукой. С его помощью было сделано большинство научных открытий. Этот принцип позволяет осуществлять исследование реальной действительности посредством последовательного наращивания семантического потенциала существующих научных понятий и определений. Понятия и определения, в данном случае, формируются на основании умозаключений и результатов практических опытов и экспериментов.

В общей среде принципов научного познания принцип «преемственности» может служить олицетворением консерватизма, направленного на самосохранение концепций научных дисциплин. Благодаря ему, эти дисциплины способны длительное время находиться в стадии эволюционного развития.

Вторым принципом научного познания является принцип «непротиворечия».

Этот принцип позволяет осуществлять процесс исследования реальной действительности посредством создания новых понятий и определений, наделенных специально заданным семантическим потенциалом. Без него любые гипотезы в консервативной науке считаются «вне закона». Несмотря на то, что часть гипотез, выдвинутых с его помощью, не получает экспериментального подтверждения, по результативности научного предвидения данный принцип не уступает принципу «преемственности».

Принцип «непротиворечия» может служить олицетворением новаторства, обеспечивающего революционное развитие концепций научных дисциплин.

Третьим принципом научного познания является принцип «очевидной сочетаемости».

Свое наибольшее развитие он получил в XX веке вследствие необходимости решать различные задачи, в которых исследуемые природные факторы представляли собой очевидные не разделяющиеся комплексы. Примером таких задач могут служить исследования физических или химических процессов, протекающих в биологическом объекте и т.д. Благодаря ему, возникли междисциплинарные научные подходы, например, биофизика, биохимия и им подобные научные направления.

Хотя такой порядок соединения отдельных дисциплин не приводит к созданию синтетического языка и принципиально новых моделей действительности, он позволяет взаимно обогатить их базовые концепции.

Принцип «очевидной сочетаемости» может служить олицетворением конструктивности в науке. С его помощью появилась возможность соединять между собой знания дисциплин, имеющих очевидные признаки сочетаемости.

Каждый из этих принципов, прежде всего, рассчитан на получение предельно возможного объема собственных специфических знаний. Как следует из сути принципов, они не способствуют непосредственному единению накопленного опыта познания окружающего мира и, следовательно, не могут служить непосредственной основой трансдисциплинарного системного подхода.

Учитывая это обстоятельство, трансдисциплинарность была вынуждена построить свою концепцию в основном на основе четвертого принципа научного познания, а именно - принципа «трансдисциплинарности».

Этот принцип позволяет осуществлять процесс исследования действительности посредством использования трансдисциплинарного подхода. В рамках этого подхода, все предыдущие принципы и использующие их научные дисциплины, имеют возможность в необходимой степени эффективно дополнять друга.

Вероятно, что именно принцип «трансдисциплинарности», основываясь на взаимодействии «здорового» консерватизма, «разумного» новаторства и «необходимой» конструктивности, способен приводить не только к накоплению массы общих знаний, но и формировать из неё, так необходимую всем, единую картину окружающего мира.

Чтобы выполнить свое предназначение, трансдисциплинарность, как гипердисциплина, должна иметь:

· образно - понятийный аппарат, который позволит создавать точки соприкосновения различных научных концепций между собой;

· собственный язык, семантический потенциал которого позволит существенно расширить представление об окружающем мире у специалистов различных научных направлений;

· методологию, позволяющую решать дисциплинарные проблемы при помощи универсальных трансдисциплинарных моделей и производить оценку эффективности предлагаемых вариантов их решения с помощью интегральных характеристик;

· способы повышения достоверности результатов решения задач при значительном снижении материальных и временных затрат на их получение.

В соответствии с этими требованиями, создание трансдисциплинарности и ее образно-понятийного аппарата не могло быть результатом последовательного развития концепции одного из существующих принципов научного познания или какого-либо научного направления. По этой причине язык, образно - понятийный аппарат и метод трансдисциплинарного анализа могут на первый взгляд показаться несколько “экзотичными” для специалистов традиционных научных дисциплин. Однако, как показывает практика, даже при непродолжительной работе с ними, это ощущение проходит.

Объединение всех принципов научного познания обеспечит символическое единство взаимоотношений человека с окружающим миром, которое должно состоять из:

· единого восприятия окружающего мира, выражающегося в способности всех людей использовать однозначный порядок обнаружения объекта, различать в объекте отдельные признаки, выделять в нем информативное содержание, формировать единый образ объекта;

· единого понимания окружающего мира, выражающегося в необходимости каждого человека осмысливать, постигать содержание и значение любого явления по общепринятой схеме;

· единого познания окружающего мира, выражающегося в возможности выбора пути приобретения знаний о любом природном явлении, основанном на его едином понимании;

· единого описания окружающего мира, выражающегося в необходимости выбора систем обозначений, дающих возможность сохранить и адекватно передать знания о сути природных явлений, понятых и познанных с различных позиций.

Эти взаимоотношения, в свою очередь, позволяют обозначить и проявить типы знаний, необходимые для гармоничного исследования окружающего мира, а именно:

· знаний абсолютного (безусловного) типа, составляющих истинную основу эзотерических знаний;

· знаний спекулятивного типа, построенных без обращения к опыту, но на основании созерцания и анализа собственного психического состояния;

· знаний эмпирического типа, построенных непосредственно на опыте практического взаимодействия с окружающим миром;

· знаний интуитивного типа, являющихся результатом предвидения, основанного на теоретических представлениях об окружающем мире.

Наличие четырех типов знаний позволит организовать их взаимопроверку и дополнение. Результатом этого будет служить необходимый уровень их очевидности и достоверности. Объединение четырех типов знаний в рамках трансдисциплинарного системного подхода создает условия, необходимые для формирования и развития полноценной гармоничной личности.

С учетом этих особенностей, создание языка трансдисциплинарности проводилось на основе принятых в науке понятий и определений. Но в отдельных случаях, когда это было оправдано необходимостью, в них были добавлены элементы нового содержания. Такое добавление, по мнению авторов, не разрушает традиционно закрепленный за ними смысл, но позволяет, в заданном объеме, расширить их семантический потенциал. Кроме того, специфика трансдисциплинарности потребовала внедрения некоторых новых понятий и терминов, которыми были обозначены элементы пространства, а также закономерности пространственной организации информации и пространственного построения информационных и иных систем.

Основными задачами трансдисциплинарности являются:

- создание методик объединения знаний, полученных в рамках научных направлений, использующих разные принципы и подходы в исследовании окружающего мира;

- придание всем этим знаниям единой смысловой насыщенности.

Основной целью трансдисциплинарности является:

- создание трансдисциплинарного системного подхода как нового, самостоятельного научного подхода к исследованию явлений окружающего мира;

- создание метода трансдисциплинарного анализа для его использования в различных научных дисциплинах.

Из книги В.С. Мокий, Шегай О.Е, Жамборова А.О. Краткое введение в информологию. Новый центр, М:, 1999 г.