ТД-МОДЕЛЬ «ИНФОРМАЦИОННОЙ  ЕДИНИЦЫ ПОРЯДКА»

 

 

       ТД-МОДЕЛЬ «ИНФОРМАЦИОННОЙ  ЕДИНИЦЫ ПОРЯДКА»

 

Общенаучному понятию «информация» нет еще и сотни лет. Это понятие оказалось настолько удобным для описания результатов познания окружающего мира, что исследователи быстро возвели его в ранг основных и наиболее часто употребляемых научных понятий. Но некоторые ученые по разному понимают термин «информация». Они называют «информацией» и общефилософскую категорию, и фундаментальную субстанцию, и меру организации, и совокупность дисциплинарных характеристик, и обычные сведения, передаваемые человеком человеку и т.д. Однако, несмотря на такое разнообразие определений, на сегодняшний день в науке сформировались два основных подхода к толкованию понятия «информация». Сторонники первого - характеризуют информацию как свойство всех материальных объектов, т.е. как атрибут материи и поэтому именуют себя «Атрибутистами». Сторонники второго подхода связывают информацию лишь с функционированием различных материальных объектов и поэтому называются «Функционалистами».

 

Научные дискуссии между сторонниками этих подходов продолжаются, хотя «на лицо» наличие компромисса. Так, например, большинство ученых соглашается с тем, что многообразие информации можно свести к трем ее основным видам. К ним относятся:

- «физическая» информация, присущая процессам отражения в неорганической природе, которая отражает процесс геогенеза по видам движения материи: механического (пространственного перемещения), физического (теплового, электромагнитного, гравитационного), химического (на атомно-молекулярном уровне), ядерного (элементарных частиц);

- «биологическая» информация, циркулирующая в живой природе, формирующая ее структуры и отражающая процессы биогенеза и психогенеза. К ней относятся - генетическая и физиологическая, информация, а также - психологическая, связанная с процессами мышления, самопознания, осознания бытия;

- «социальная» информация, передающаяся в человеческом обществе в процессе коммуникаций между людьми и отражающая процесс ноогенеза. К подвидами этого вида относятся массовая и специальная информации, которые, в свою очередь, делятся на мировоззренческую, публицистическую, бытовую, эстетическую, религиозную, научную, техническую, экономическую, технологическую и другие подвиды. Эти подвиды продолжают «ветвиться» далее, вплоть до информации «общения с представителями внеземных цивилизаций».

 

На «первый» взгляд с такой классификацией можно было бы примириться.  Но уже «второй» взгляд позволяет выделить в ней несколько принципиальных недостатков.

- Во-первых, она лишь подтверждает существование дисциплинарных научных подходов к изучению окружающего мира, закрепляя, тем самым, разделение единого мира на дисциплинарные составляющие;

- Во-вторых, она не является «инструментальной», т.е. с её помощью невозможно доказать, что число указанных видов информации является окончательным или необходимым и достаточным для описания окружающего мира.

- В-третьих, она не содержит того вида информации, посредством которого можно было бы изложить результаты трансдисциплинарных исследований, а также непосредственное взаимодействие различных видов и подвидов информации между собой.

 

По всей вероятности современное научное мировоззрение до сих пор продолжает находиться в среде представлений об информации, которое очень точно сформулировал Н. Винер, а именно: «Информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств». В результате, между тем, «что есть мир на самом деле», и тем, «что есть мир, обозначенный при помощи наших чувств», пролегла обширная область семантически размытых понятий. Именно эта область является почвой, на которой создаются все без исключений околонаучные словесные спекуляции и различного рода мистификации. Введение трансдисциплинарной системы понятий многогранной формы и многогранного содержания, изложение их в виде лингвистических формул и, закрепление за ними, соответствующих  логико-геометрических моделей, направлена на нейтрализацию этой области.

 

С точки зрения трансдисциплинарной концепции, информация – форма проявления общего состояния Единой Упорядоченной Среды (ЕУС). Но уже применительно к Единому Функциональному Ансамблю (ЕФА), информация непосредственно играет роль этого общего состояния, но не хаотично проявляемого, а уже изначально внутренне упорядоченного. Такое определение информации освобождает пространство от диктата наблюдателя, позволяя ему, пространству, оставаться самим собой.

 

Для наблюдателя (исследователя) именно общее состояние одновременно является и неотъемлемым атрибутом пространства, и тем, что он, Наблюдатель, может отразить и обозначить. Это утверждение недалеко от истины, потому как фактически каждая научная дисциплина, имея перед собой единый мир, познает и описывает в нем только ту часть его общего состояния, которая доступна дисциплинарному образно-понятийному аппарату, языку, параметрам и характеристикам. Следовательно, используя трансдисциплинарную логико-геометрическую модель общего состояния окружающего мира в качестве дополнительного инструмента научного познания, исследователь получает доступ ко всей, его дисциплинарной информации.

 

Трансдисциплинарная логико-геометрическая модель полной дисциплинарной информации представляет собой специфический диполь, состоящий из двух видов информации - количественной и качественной.  Именно эти два вида соответствуют необходимому и достаточному числу видов информации, с помощью которых можно раскрыть содержание общего состояния любого пространства, любого Функционального Ансамбля. Размещение информации различных научных дисциплин в табличной форме данной модели, позволяет исследовать их трансдисциплинарное взаимодействие между собой, что, в свою очередь, равносильно методу изучения единства окружающего мира.

 

Рассмотрим строение логико-геометрической модели информационной единицы порядка подробнее.

 

    Логико-геометрическая модель «информационной единицы порядка»

Необходимость проявления основных составляющих общего состояния –количественного состояния и качественного состояния, обусловила конструктивные особенности «информационной единицы порядка». В данном случае, проявленное общее состояние ЕУС приобретает форму (способ сохранения содержания), которую отображает  «информационная единица порядка». В этой форме количественное и качественное состояния ЕУС представлены информацией количественного и качественного вида.

 

В свою очередь, эти виды подразделяются на основные подвиды информации (количественно-количественная, количественно-качественная, качественно-количественная и качественно-качественная). Чтобы деление общей информации не превратилось бесконечное и бессмысленное действие, оно завершается выделением в каждом основном подвиде информации, собственной информации количественного и качественного вида. Этим выделением и завершается формирование информационной единицы порядка. Результат последнего деления формирует «признаки информации». Для облегчения запоминания признаков информации, за каждым признаком закреплён определённый «цвет радуги».

 

Вся общая дисциплинарная информация естественным образом складывается в трансдисциплинарную систему (порядок, обусловливающий единство ЕУС). «Тёплые» тона (от фиолетового до желтого включительно) обозначают информацию количественного вида. «Холодные» тона (от зелёного до фиолетового включительно) обозначают информацию качественного вида.

    Вариант логико-геометрической модели «информационной единицы порядка»

Суть такого объединения проявляется в логико-геометрической модели «информационной единицы порядка» (Рис. 5, 6).

 

Каждая научная дисциплина производит, доступными ей методами, «дисциплинарные срезы» общего состояния ЕФА, излагая результат, как дисциплинарную (экологическую, экономическую, геологическую и т.п.) информацию. Поэтому, чтобы отобразить общее состояние ЕФА или всю дисциплинарную информацию количественного и качественного вида, трансдисциплинарный системный подход должен осуществить трансдисциплинарную классификацию дисциплинарной информации. В рамках такой классификации, производится её подготовка к естественному слиянию в рамках модели «информационной единицы порядка». Для этого действия используется уникальный инструмент – трансдисциплинарная параметрическая таблица.

Основными критериями распределения дисциплинарной информации по цветовым признакам  параметрической таблицы являются:

·         степень последовательного возрастания одного параметра в направлении от его минимального значения к максимальному значению (например, от атомного веса атома Водорода [1] до атомного веса Сиборгия [106]);

    Параметрическая таблица химических элементов

·        уровень активности (например, в направлении от меланхолика к холерику);

·        степень интеграции в среде, в направлении от полной интеграции к полной локализации (например, от кровеносной системы, полностью интегрированной в среде организма, до центральной нервной системы, имеющей четкую локализацию);

·        последовательность возникновения в процессе филогенеза (например, от  наиболее ранней парасимпатической системы к более поздней центральной нервной системе);

·        очевидному изменению количественного параметра в направлении увеличения объема (например, от глинистых частиц до валунов);

·        функциональное предназначение (например, от дисциплины «язык», изучающей предназначение и взаимодействие букв, до дисциплины «литература», изучающей смысловую насыщенность слов в предложении);

·        изменение агрегатного состояния (например, по связанности воды с поверхностью вещества) и т.д.

 

                    «Сферический» вариант сводной параметрической таблицы

    Дисциплинарные параметрические таблицы, в процессе трансдисциплинарного исследования,  «накладываются» одна на другую, совмещаясь по цветовым признакам. В результате такого совмещения удается сформировать – сводную параметрическую таблицу, отображающую собой всю дисциплинарную информацию ЕФА.

 

Механизм взаимодействия признаковой информации, в рамках сводной параметрической таблицы, позволяет оперативно моделировать  и прогнозировать изменение всей дисциплинарной информации, так и изменение параметров любой дисциплинарной информации в любом её сочетании.

 

Суть  этого взаимодействия состоит в том, что увеличение активности информации количественного вида или численности её носителей («теплые» цвета), приводит к снижению активности информации качественного вида и, соответственно, численности её носителей («холодные» цвета) и наоборот. Поэтому, в некоторых случаях, для получения всей достоверной информации достаточно иметь незначительный объём её количественного или качественного вида.

 

Используя возможности сводной параметрической таблицы, появляется возможность составлять «событийный» сценарий развития любого ЕФА, используя минимальный объем достоверной информации о нём или восстанавливать из этого объёма всю дисциплинарную информацию.

 

 

Термин  «информация», пришедший в гуманитарные науки из техники в середине 20 века, в рамках трансдисциплинарного системного подхода получил более практичное и очевидное значение. Так, например, трактуя информацию, как общее состояние ЕФА, удается проще описать суть информационного взаимодействия. Информационное взаимодействие природной среды и, входящего в неё объекта (ЕФА), является ничем иным, как изменением общего состояния объекта (ЕФА) посредством доминирующего влияния общего состояния природной среды и наоборот. В этом случае, любое отклонение общего состояния ЕФА от его истинных значений, будет сопровождаться характерными негативными событиями и ситуациями, происходящими в определенных зонах ЕФП. Поэтому, с помощью логико-геометрических моделей «информационной единицы порядка», удается сделать то, что не удается сделать, в полной мере, моделям дисциплинарных и междисциплинарных системных подходов – выявить и описать взаимосвязь и комплексное влияние общего (физико-химического) состояния территории (зон ЕФП):

-на состояние социально-экономических процессов;

-на состояние инженерных и транспортных путей и коммуникаций, состояние зданий и сооружений;

-на состояния общественной безопасности;

-а также, на динамику демографической ситуации.

 

 

Это обстоятельство позволяет существенно расширить возможности аналитических методик, за счёт построения сценариев развития сложных многофакторных ситуаций, с вероятностью их осуществления более 80%, а также создать технологии управления общим состоянием природы и общества, природными и социальными явлениями и процессами.