КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТД

 

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТД

 

После того, как основные философские категории получили свою трансдисциплинарное толкование, появилась возможность сформировать основные положения ТД концепции.

В принципе концепцию трансдисциплинарного подхода можно изложить в нескольких предложениях.

 

1.  Мир является Единой Упорядоченной Средой.

2. Единство Среды обеспечивает общий, для всех ее элементов, порядок.

3. Используя трансдисциплинарные модели пространственного, временного и информационного аспектов этого порядка, появляется возможность истинно понять, познать и описать окружающий мир.

 

Однако трансдисциплинарность самой концепции  требует, чтобы в ней были подробно раскрыты все ее основные положения: принципы мировоззрения; категории и критерии оценки познания объективной реальности: нормы этики к организации трансдисциплинарного исследования. Поэтому официальные концептуальные положения будут иметь следующий вид:

 

1. Мир является Единой Упорядоченной Средой (ЕУС).

 2. Любые явления, объекты и процессы являются естественными фрагментами ЕУС.

3. Каждый естественный фрагмент имеет принципы внутреннего устройства, внешних и внутренних взаимодействий, тождественные порядку, обусловливающему единство  упорядоченной среды.

4. Используя трансдисциплинарные модели многогранной формы многогранного содержания ЕУС, раскрывающие суть порядка, обусловливающего единство среды, появляется возможность понять механизмы формирования упорядоченных сред различного назначения и принципы управления их состоянием.

 

Применительно к человеку эти положения можно растолковать так:

 

Являясь естественным фрагментом Единой Упорядоченной Среды (2), человек должен пропускать её сквозь себя и реагировать на этот пропуск, её осознанием (отражать и отображать ЕУС). Для этого «упорядоченная среда организма» самого человека (3) имеет все основания и возможности.

 

Проще говоря, мир не только может, но и должен быть понят и познан человеком. «Границы» этого понимания познания будут определяться текущим этапом и уровнем развития окружающей среды, обусловливающей и поддерживающей существование человека – планеты, Солнечной системы и Галактики «Млечный путь».

 

Почему так? Да потому, что обслуживанием психофизиологических процессов в организме человека занимаются химические элементы, возникшие во время трех ключевых периодов образования Вселенной. По данным французских исследователей, в среднестатистическом человеке, вес которого равен 70 кг, 7 кг приходится на водород, возникший в первые доли секунд появления нашей Вселенной после так называемого Большого Взрыва. Остальные вещества являются результатом преобразования водорода в звездных системах. Так, например, два грамма цинка (Zn), медь(Cu), следы никеля(Ni), кобальта (Co), свинца (Pb), молибдена (Mo), в организме человека ведут свою родословную от периода появления ядер в центре звезд. 45,5 кг кислорода (O), 12,5 кг углерода (C), 2,1 кг азота (N), 1 кг кальция (Ca), 700 г фосфора (P), появление которых связано с фазой – образование планет.

Говоря о человеке, нельзя забывать о значении для него человеческого общества. Человеческое общество осуществляет для отдельного человека важную функцию. Оно наделяет его языком, образом мышления, методологией познания мира, накапливает опыт и знания предыдущих поколений, а также открывает доступ человека к ним.

 

1. Принципы трансдисциплинарного мировоззрения

1.1. Вселенная представляет собой Единую Упорядоченную Среду (ЕУС).

1.2. ЕУС обнаруживает себя в виде единого функционального ансамбля (ЕФА).

1.3. Главная цель существования ЕФА – сохранение единства в процессе преобразования своего общего состояния.

1.4. Общее состояние ЕФА играет роль всей дисциплинарной информации.

1.5. Преобразование общего состояния ЕФА во времени сопровождается появлением материальных объектов и процессов, которые являются ее естественными фрагментами.

1.6. Цели материальных объектов и процессов являются производными от главной цели существования ЕФА.

1.7. Согласование собственных целей и локальных целей осуществляется в рамках разнообразных функциональных ансамблей, составляющих основу вещественной Вселенной.

1.8. Порядок преобразования общего состояния ЕФА является программой развития материальных объектов, процессов и функциональных ансамблей вещественной Вселенной.

 

2. Основные категории трансдисциплинарного познания объективной реальности

 

2.1.  Категория "Единое"

2.1.1. Каждый естественный материальный объект является фрагментом Единой Упорядоченной Среды (Единого Функционального Ансамбля) и имеет подобие этого Единства внутри себя.

2.1.2. Единство естественного материального объекта обусловливает подобие порядка, обусловливающего Единство Среды.

2.1.3. Присутствие подобия Единства и порядка, обусловливающего это Единство в каждом естественном материальном объекте, позволяет применить трансдисциплинарную концепцию и методологию для понимания и познания любых естественных объектов, а также взаимодействий между ними.

 

2.2. Категория "Единое Целое"

2.3.1. Искусственный материальный объект, созданный для участия в преобразовании общего состояния природных объектов или поддержки процессов, протекающих в природных функциональных ансамблях, представляет собой Единое Целое.

2.3.2. Присутствие подобия порядка, обусловливающее единую целостность искусственного материального объекта, позволяет применить  концепцию трансдисциплинарного системного подхода, его методологию для понимания и познания комплексного влияния искусственно созданных объектов на природные объекты и их функциональные ансамбли.

 

2.3. Объект и Субъект

2.4.1. Объект и Субъект являются естественными фрагментами Среды.

2.4.2. В процессе познавательной деятельности Объект противопоставляет Субъекту только свою предметную суть, потому что нет смысла в противопоставлении друг другу подобия Единого порядка, обусловливающего их собственное единство или целостность.

 

3. Критерии оценки трансдисциплинарного познания объективной реальности

3.1. Истина – это то, как должно быть в действительности.

3.2. Правда – это то, как есть в действительности.

3.3. Истинная Правда - это то, что есть в действительности, которое соответствует тому, как должно быть.

3.4. Неправда – желаемое, либо неадекватное отображение реальной действительности в сознании человека, либо в его творчестве.

 

4. Основные нормы этики к организации трансдисциплинарного исследования объективной реальности

4.1. В процессе трансдисциплинарного исследования, Объект должен быть полностью свободен от «диктата» Субъекта.

4.2. Чтобы исключить возможные повреждения Субъекта, Объекта или Функционального ансамбля, трансдисциплинарное исследование Объекта должно производиться с учетом предварительного анализа его всейдисциплинарной информации.

4.3. Трансдисциплинарное исследование Объекта и толкование полученных результатов, должны производиться с учетом его места и роли в конкретном Функциональном ансамбле.

4.4. Трансдисциплинарное исследование должно исключать риск для дальнейшего развития Объекта, Субъекта и нарушения единства Функционального ансамбля.

 

5. Методология трансдисциплинарного исследования

 

Методология трансдисциплинарного исследования имеет следующую общую последовательность этапов:

- Корректно выделяется исследуемый единый функциональный ансамбль (ЕФА).

- Формируется сценарий эталонной (нормативной) программы развития  ЕФА и каждой зоны ЕФП.

- Определяется эталонное общее состояние ЕФА и каждой зоны ЕФП.

- Описывается реальное состояние ЕФА и каждой зоны ЕФП.

- Проводится сравнение эталонного и реального состояний ЕФА и каждой зоны ЕФП.

- На основе величины отклонения реального состояния ЕФА и каждой зоны ЕФП от своего истинного состояния, создается сценарий их наиболее вероятного развития.

- Составляется перечень профилактических мероприятий общего состояния ЕФА и каждой зоны ЕФП, а также определяются оптимальные сроки их проведения.

- В завершении всего комплекса аналитической работы проводится анализ-риска предлагаемых мероприятий для других функциональных ансамблей окружающей среды.

 

Напоминаем, что концепция ТД открыта для конструктивной и не конструктивной критики! Вопросы и критику можно и нужно отправлять на соответствующий конкурс.