КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТД-ПОДХОДА

 

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТД-ПОДХОДА

 

Активное использование в науке и практике монодисциплинарных подходов способствовало осознанию того, что большинство проблем, сопровождающих развитие современного общества, не только сложные, но и многофакторные. Так как эти факторы являются предметом исследования разных научных дисциплин, то монодисциплинарные подходы, по объективным причинам, стал испытывать методологические трудности в решении таких проблем. Эти трудности связаны, прежде всего, с различием образно-понятийного аппарата, моделей и языков, которые используются в разных дисциплинах. Основным механизмом устранения этих трудностей стал системный подход.

 

В 1937 году основную идею своей общей теории систем выдвинул Людвиг фон Берталанфи. «Будучи биологом по образованию, Берталанфи остро ощущал ограниченность возможностей классической физики в решении биологических проблем. Занимаясь междисциплинарными исследованиями, Берталанфи убеждался, что объединить различные исследовательские программы в рамках одного проекта чрезвычайно трудно, если попытаться сделать это на основе изучения специфики отдельных элементов сложной системы (например, типа «человек-машина»). Междисциплинарные исследования гораздо эффективнее протекали, если принимался другой принцип изучения проблемы – поиск общих закономерностей поведения систем принципиально различной природы. Одни и те же дифференциальные уравнения описывают движение жидкостей, тока, переноса тепла в проводящих средах. Еще большее число общих закономерностей можно найти в поведении систем, если попытаться описать их с помощью аппарата современных отраслей математики – кибернетики, информатики, теории игр, управления, аксиоматической теории принятия решений, факторного анализа, «нечеткой» математики и иных. Поэтому постепенно возникло впечатление, что применение современных математических методов, объединенных в рамках математической кибернетики и исследования операций, позволяют найти общий подход к описанию систем различной физической природы. Это впечатление и в настоящее время продолжает оказывать такое воздействие на некоторых ученых, что они склонны считать системный анализ (порождение системного подхода) как особый взгляд на строение мира, основой мировосприятия».

 

Однако, за 12 лет до общей теории систем Берталанфи, «особый взгляд на строение мира, новую основу мировосприятия» изложил русский учёный А.А. Богданов в рамках науки тектологии. Основы тектологии или всеобщей науки об организации были изложены им в книге «Всеобщая организационная наука» (1925-1929 г.г.). «Мой исходный пункт, - пишет А.А.Богданов, - заключается в том, что структурные отношения могут быть обобщены до такой степени формальной чистоты схем, как в математике отношения величин, и на такой основе организационные задачи могут решаться способами, аналогичными математическим». В начале 20-го века это была революционная методология. Впервые А.А. Богдановым предлагались структурные методы описания сложных систем, которые зачастую не требовали детального изучения физических механизмов реализации какой-либо конструкции. Если бы она была принята обществом, то могла бы значительно изменить историю науки. Однако тектология была подвергнута яростной критике в России. Главный лейтмотив критики сводился к тезису, изложенному в работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» – структура в отрыве от описания физических элементов системы ею объединенных есть конструкция идеальная, поэтому такой подход может «играть на руку идеализму». Благодаря «официальной» критике, работа ученого была на долгие годы забыта.

 

Системный подход значительно расширил практические возможности дисциплинарных подходов. С его помощью, в науке стали появляться междисциплинарные, и мультидисциплинарные (полидисциплинарные) подходы. В таких подходах практиков интересовали, прежде всего, «стыки» наук. Первоначально считалось, что именно на этих «стыках» будут найдены способы решения сложных многофакторных проблем.

 

Однако консерватизм дисциплинарного подхода, перешел к их, более современным, интерпретациям. Так, например, биофизика не решает проблем астрофизики, а геохимия не решает проблем социобиологии. Называясь междисциплинарными, такие подходы позволили решать проблемы какой-либо одной дисциплины, методами смежных научных дисциплин. Это существенно расширяет практические возможности этой дисциплины, но не решает основную задачу – учёт многофакторности. Поэтому уже к концу 20 века, ситуация, сложившая в науке и практике, потребовала принципиально иного развития системного подхода.

 

Новое направление системного подхода должно было располагать методом, способным обеспечить решение именно сложных многофакторных проблем. Но, с другой стороны, такой подход должен обладать возможностями, к которым современная наука относится с настороженностью.

 

Эта настороженность объясняется двумя обстоятельствами.

 

Во-первых, в научном сообществе достаточно учёных, создающих глобальные научные концепции для объяснения единичных фактов. Время показывает, что накопление таких концепций приводит, как правило, не к возрастанию научного знания, а к засорению научной методологии.

 

Во-вторых, современные концепции естествознания лишь констатируют единство окружающего мира, но не предлагают методологическую возможность получения и комплексной обработки всей дисциплинарной информации. Поэтому представители всех научных дисциплин согласны с утверждением «Вселенная – это наиболее крупная, из известных науке, систем», но предпочитают решать проблемы, которые не требуют выходить за рамки концепции и методологии своей «родной» дисциплины.

 

Следовательно, для того, чтобы быть практически полезным, новое направление системного подхода должно предоставить научной общественности:

 

- образно-понятийный аппарат, язык и модели, возможности которых позволяли бы, с одной стороны, охватить все факторы, формирующие сложную проблему и воздействующие на неё, а с другой стороны, выявить и учесть механизмы, посредством которых осуществляется это воздействие;

- метод системного исследования, обеспечивающего доступ ко всей  дисциплинарной информации и её анализу, понятный и доступный специалистам любой научной дисциплины;

- метод проведения экспериментов, позволяющий изучать многофакторное воздействие и оценки их результатов;

- метод решения сложных многофакторных проблем в науке, технике и технологии.

 

По аналогии с междисциплинарным подходом, новый подход получил название трансдисциплинарный системный подход (от лат. trans – сквозь).

 

Активное обсуждение трансдисциплинарного системного подхода в мировой науке началось с середины 80-х годов 20 века. Необычность целей и задач, для решения которые предназначался подход, сразу же привела к появлению его различных вариантов. Трансдисциплинарным подходом сегодня называют научное исследование объекта, проведенное одновременно на различных уровнях его бытия; и  синергетику, пытающуюся выявить общие законы перехода хаоса в упорядоченное состояние; и продвижение научных методологий эстрадными и театральными продюсерами. Иными словами, происходит естественный процесс развития нового научного подхода, осуществляющийся путём «проб и ошибок».

 

Современная Российская школа трансдисциплинарности сформировалась в начале 90-х годов 20 века. В своём развитии она пошла по более традиционному пути, объединив требования к новому системному подходу в рамках специализированной научной дисциплины – гипер-дисциплины (от греч. hyper – над, сверх). В создании этой гипердисциплины, трансдисциплинарного системного подхода, на разных стадиях, принимали участие ученые ведущих Российских университетов (Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова, Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э.Баумана, Государственный Университет Управления им. С. Орджоникидзе, Кабардино-Балкарский Государственный Университет им. Х.М.Бербекова),  ученые Канады, Европы и Австралии.

 

В течение 18-ти лет в период с 1990 по 2007 годы удалось завершить основной процесс формирования трансдисциплинарности и  трансдисциплинарного системного подхода. Были проведены необходимые практические эксперименты и получены, предсказанные ими, результаты. Были предприняты попытки решения концептуальных проблем в естественных науках. Разработаны и опробованы методики решения сложных многофакторных проблем более чем в двадцати двух научных дисциплинах. Основные положения концепции  трансдисциплинарного системного подхода были доложены специалистам двенадцати государственных Министерств и Ведомств России, а также ученым на крупных международных научно-практических конференциях. Об этом можно подробнее ознакомится на странице «об институте».

 

«Трансдисциплинарность», как гипер-дисциплина,  нацелена на обеспечение доступа специалистов ко всей дисциплинарной информации объекта. Такой доступ достигается посредством использования специальных моделей действительности и её объектов, а также, трансдисциплинарной классификациейдисциплинарной информации. При решении сложных многофакторных проблем, такой доступ равносилен доступу к механизмам формирования целей и функций объекта; к  программам и сценариям его наиболее вероятного развития; механизмам согласования и взаимодействия множества естественных и/или искусственных элементов, образующих собой, объект. Возможность доступа ко всей монодисциплинарной информации реализована в трансдисциплинарные технологии различного типа – аналитические технологии, промышленные технологии, технологии управления объектами и средой их обитания. С некоторыми из них можно ознакомиться на странице «об институте», на странице «Ученые» и на странице «Министерств и ведомств».

 

Трудности монодисциплинарного подхода в получении всей дисциплинарной информации объекта преодолены за счёт оригинальности концепции, образно-понятийного и методологического аппаратов трансдисциплинарного системного подхода. Оригинальность состоит в том, что трансдисциплинарные понятия излагаются в виде лингвистических формул и логико-геометрических моделей, максимально приближающих их суть к однозначному толкованию, в том числе и при их использовании в других научных дисциплинах. В результате, удалось «не создавать сущности без надобности», а расширить смысл и сферу практического  применения существующих научных понятий. Это обстоятельство необходимо учитывать при первоначальном знакомстве с обновлёнными формулировками этих понятий.