ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ ДЛЯ УЧЁНЫХ

 

 

В октябре 1998г в Париже в Штаб-квартире ЮНЕСКО прошла международная конференция по вопросам высшего образования. Участниками этой конференции была принята «Всемирной декларации о высшем образовании для 21 века: подходы и практические меры».

По сути, текст Декларации направлен на реализацию расхожего тезиса 20 века – «наука 21 века сможет найти пути решения сложных многофакторных проблем природы и общества».  Сложность решения таких проблем состоит в том, что дисциплинарным системным подходам не всегда удаётся выявить все факторы, образующие проблему и влияющие на неё. Если в 20 веке в ряде случаев таким влиянием можно было пренебречь, то сегодня, без полного и научно обоснованного учёта таких факторов уже не обойтись. Поэтому,  статьи (ст. 5 п.(а); ст. 6 п.(b) «Всемирной декларации о Высшем образовании для 21 века» уточняют, что специалист с высшим образованием, наравне с дисциплинарным подходом, для решения сложных многофакторных проблем должен использовать междисциплинарные и трансдисциплинарные подходы.

 

Но одно дело продекларировать необходимость использования новых подходов, другое – накопить опыт такого использования и подготовить его для преподавания в ВУЗах. Необходимо помнить, что основная задача Высшего образования, обучить студентов уже имеющимся способам решения профессиональных проблем. Формирование новых научных подходов – это задачи фундаментальной науки. Но история науки свидетельствует о том, что новые области знаний имеют сходный путь внедрения в науку и в систему Высшего образования. Этот путь состоит из этапов, имеющих следующие названия: «этого не может быть», «в этом что-то есть», «кто же этого не знает», «это старо, как мир». Некоторые исследователи науки считают, что новые знания и опыт их получения, приходят в науку только с новыми людьми. То, что даёт такой опыт, называется – школой. В нашем случае, надеемся, что это будет Русская школа трансдисциплинарности (Русская тд-школа).

Русская тд-школа – это область специфических знаний и опыта, способов и технологий решения сложных многофакторных проблем природы и общества. Мы приглашаем вас, принять участие в работе этой школы, в формировании этих самых специфических знаний и опыта, а также технологий решения сложных многофакторных проблем в вашей будущей профессиональной деятельности.

Во-первых, это будет для вас увлекательным островком уникальной научной деятельности.

Во-вторых, вы получите возможность увековечить своё имя, в качестве активных разработчиков новой научной гипердисциплины.

В-третьих, у вас появиться возможность «держать руку на пульсе» самого передового и современного научного направления!

 

Если Вы уже осуществляете трансдисциплинарные исследования, поделитесь их методологией и результатами с участниками Русской школы трансдисциплинарности.

 

Если у Вас написаны статьи о трансдисциплинарности, о трансдисциплинарном системном подходе, о трансдисциплинарных исследованиях, о трансдисциплинарных технологиях, Вы можете разместить их на сайте Русской школы трансдисциплинарности.

 

Если у Вас появились предложения по изменению или расширению концепции подачи материала на сайте, редакционные замечания по поводу размещённого материала на страницах сайта, сообщите о них по адресу: anoitt@mail.ru

 

Наиболее активные учёные будут приглашены в состав творческих коллективов Института трансдисциплинарных технологий для участия в поиске решений сложных многофакторных проблем природы и общества, в реализации конкретных трансдисциплинарных проектов.

 

Спасибо.